Логопедическая помощь детям с РАС

Автор: Бухонина Ольга Ивановна

 

Логопедическая помощь детям с РАС

Цель логопедической работы – научить аутичного ребенка активно пользоваться речью.

Ее задачами являются: нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; развитие речевого дыхания и голоса; формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голосом в речевом потоке; выработке синхронности голоса, дыхания и артикуляции; нормализация просодической стороны речи; формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков, т.е. индивидуальный подбор и непрерывное, постоянное выполнение артикуляционных упражнений во время всего коррекционного периода; развитие фонематического восприятия и звукового анализа; нормализация лексико – грамматических навыков экспрессивной речи; развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, коррекция нарушения мелкой моторики; коррекция письма и чтения (формирование навыков учебной деятельности).

 Говоря о речевом развитии детей с РАС, отметим, что оно вариативно. В зависимости от групп аутистического развития, сформулированных О.С. Никольской, у данной категории детей можно выявить специфику развития речи. О. С. Никольской (1985—1987) выделены четыре основные группы РДА. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма. У детей I группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, II — ее отвержения, III — ее замещения и IV — сверхтормозимости ребенка окружающей его средой. Как показали исследования, аутичные дети этих групп различаются по характеру и степени первичных расстройств, вторичных и третичных дизонтогенетических образований, в том числе гиперкомпенсаторных.

Речь детей с рас может иметь различные вариации, начиная от отдельных звуковых проявлений и заканчивая развернутыми монологическими высказываниями. Важно отметить, что эти речевые средства обычно не используются детьми с аутизмом для коммуникации, а скорее выполняют функцию аутостимуляции.

Исходя из этого, становится актуальной разработка и описание направлений и задач работы с учетом особенностей речевого развития и проблем, с которыми сталкиваются такие дети. Определены четыре этапа работы:

1) Установление устойчивого эмоционального контакта, который является предварительным этапом работы со всеми детьми с рас. На данном этапе ребенок знакомится с логопедом и кабинетом, где проводятся занятия. В процессе работы формируются стереотипы занятий, расширяется понимание речи. Логопед использует эмоционально-смысловой комментарий, озвучивая впечатления, которые привлекают внимание ребенка, и объединяя их в сюжет. Подход к комментарию варьируется в зависимости от группы детей: для первой группы это развернутый эмоциональный комментарий с множеством деталей; для второй группы исключаются слова с негативным значением; для третьей группы комментарий имеет эпизодический характер и связан со стереотипными интересами ребенка; для четвертой группы комментарий нейтрален и детализирован, логопед строит разговор через маму или через логопедическое зеркало. Этап считается пройденным, когда дети с рас спокойно заходят в кабинет, активно контактируют с логопедом, смотрят ему в глаза, выполняют предлагаемые задания и подражают ему.

2) Растормаживание (провокация) речи — важный этап работы со всеми детьми с рас, включая детей из всех групп. Задача логопеда — вызвать речь путем эмоционального стимулирования.

— Работа с детьми первой группы направлена на провокацию речи, поскольку их речь представлена отдельными звуками. Логопед провоцирует непроизвольное подражание действиям, мимике и интонации взрослого, стимулирует эхолалии и непроизвольные словесные реакции, а также расширяет и осмысливает имеющиеся у ребенка звуковые проявления. Эмоциональный комментарий используется с включением любимых песенок, стихотворений и потешек в эмоциональные и тактильные игры. Логопед также повторяет звуковые ряды за ребенком, копируя его интонацию и тембр, и включает их в сюжет игры. Такой подход обусловлен негативным опытом в развитии речи у детей с рас, а эмоциональное стимулирование является эффективным способом растормаживания речи. Этот этап считается пройденным, когда в речи наблюдаются разнообразные звуковые проявления, включая облегченные, звукоподражательные и употребительные слова.

— Работа с детьми второй группы направлена на растормаживание речи, поскольку их речь представлена эхолаличными стереотипными высказываниями, и они не нуждаются в провокации. Задача логопеда — растормаживать словесные реакции, расширять и осмысливать стереотипные фразы, развивать речевую инициативу. Для этого используются двигательные и стихотворные ритмы с паузами, повторение речевого шаблона за ребенком и его включение в словесный комментарий игры, а также использование речевых шаблонов в ситуациях контакта (суфлирование). Этот этап считается пройденным, когда ребенок начинает использовать самостоятельные высказывания в коммуникации.

3) Дети третьей группы не нуждаются в растормаживании речи, так как их речь состоит из объемных монологичных высказываний-цитат, но им необходима провокация диалогической речи. Для достижения этой цели логопед создает живую ситуацию общения, основанную на интересах ребенка, используя совместное рисование и рассмотрение картинок из любимых книг.

4) Классическая логопедическая работа, которая проводится на четвертом этапе работы. Он реализуется последовательно и имеет свою специфику, зависящую от уровня речевого развития ребенка с рас.

Таким образом, описанные этапы работы позволяют учитывать специфику речевого развития детей с рас и решать возникающие трудности в организации коммуникации.

Логопедия для детей с симптомами аутизма имеет следующие особенности: — Диагностика при первом осмотре затруднительна.

 Отмечено, что эмоциональный контакт трудно установить и он может раскрыть весь потенциал ребенка.

 является низкой, но в то же время может быть завышенной.

 — Все этапы работы требуют времени, ее эффективность обычно невысока, дети могут потерять приобретенные навыки, усвоение веществ происходит неравномерно, и все это напрямую зависит от способностей ребенка к выполнению.

 — Помимо отсутствия мотивации к обучению или низкого уровня обучения, ребенку трудно или невозможно спонтанно сконцентрироваться на предлагаемом задании.

 Речевые навыки, приобретенные на занятиях, приобретаются в готовом, неизменяемом виде и используются только в конкретных ситуациях, без передачи изученного.

 Логопедические занятия для дошкольников с аутизмом проводятся только индивидуально, но в школе есть возможность занятий в подгруппах по 2-3 ребенка.

 В логопедической работе очень важна визуализация.

 Для детей карточки с понятными ребенку картинками позволят ребенку выразить свои желания и создать алгоритмы своих действий.

 Работа по формированию и развитию фонологических процессов обязательно осуществляется  на основе символов и карт и требует многократного повторения однотипной работы.

 Особенностью логопедической деятельности в отношении акустической стороны речи, то есть формирования артикуляционных моделей, образования звуков, их автоматизации и дифференциации, является то, что фаза длительная, в течение которой необходимо привыкнуть к работе с зеркалами.

 При произнесении звуков предпочтение отдается механическим методам, так как ребенок может неправильно понять инструкции и оказаться не в состоянии создать артикуляционные модели или категорически отказаться от такой помощи из-за повышенной чувствительности.

 При формировании суставных структур мы опираемся на минимальные описания, показаны только фотографии или фотографии положений органов суставного аппарата в необходимых позах.

 Лучше сначала попробовать группу звуков, «зрелых» по своему артикуляционному строению, так как они не придерживаются принципов определенной последовательности звуковой работы.

 Автоматизация и дифференциация издаваемых звуков также имеет свои особенности.

 Полученные навыки не используются в течение длительного времени за пределами логопедического кабинета.

 Изучение словарей и формирование лексико-грамматических категорий имеет ряд особенностей.

 Словарный запас ребенка и его темы варьируются в зависимости от предпочтений ребенка.

 Существует огромный разрыв между активным и пассивным словарным запасом, а слова, которые следует выучить, редко используются в повседневной речи.

 В дошкольном возрасте работа по формированию лексических и грамматических категорий начинается с флексии и продолжается в школе.

 Его особенность заключается в том, что над словами одной и той же формы приходится много раз работать на разных материалах.

 Работа над словообразованием также требует постоянной практики каждого типа словообразования.

 При наличии связной речи она прерывается, недостаточно развита и вызывает длительные периоды отдыха.

 Предложения короткие и часто состоят из одного слова.

 Предложения могут быть практически не связаны друг с другом.

 Чтобы научиться создавать, распространять и писать рассказы, необходимо использовать диаграммы, таблицы, пиктограммы, эталонные изображения и диаграммы для запоминания.

 Диалог обычно предшествует монологу, и именно диалог имеет  для детей социальное значение.

 У детей с аутизмом этот порядок искажен, что делает, изучение основных взаимодействий актуальной задачей формирования и развития связной речи.

×
×