Автор: Абакумова Мария Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25 им Н.К.Крупской».
Открытый урок по биологии
8 класс
«Витамины»
Учитель биологии
Абакумова Мария Владимировна
Ульяновск 2024 г.
Тема: Витамины, их значение. Водо- и жирорастворимые витамины. Авитаминозы. Сохранение витаминов в пище.
Цели урока:
. Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в
обмене веществ и их практическом значении для здоровья
человека.
Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской
деятельности, умения делать выводы, выделять главное,
применять свои знания на практике.
Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как
творческой личности с положительными нравственными
качествами; прививать культуру здорового образа жизни.
Задачи урока:
- расширить знание учащихся и формировать представление об организме как о целостной взаимосвязанной и взаимозависимой системе;
- развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между веществами и организмом , умения сравнивать обосновывать свою точку зрения, развивать в детях способность к логическому мышлению;
- дать представление учащимся об истории открытия витаминов
- познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов, их содержание в продуктах питания;
- показать значимость витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ
- разъяснять при каких условиях лучше сохраняются витамины в продуктах питания и лучше усваиваются организмом;
- сравнить природные и искусственные витамины;
- позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность;
- дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов;
- научить применять теоретические знания на практике.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной
ситуации.
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация
«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,
пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего
лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные
карточки для проведения практической работы.
Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.
Ход урока:
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение темы и целей урока.
Учитель.
«Здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам».
В. Шененберг.
Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
Актуализация знаний: Состав пищи
3. Изучение новой темы:
В начале урока я хочу вам предложить для осмысления следующую информацию.
(на доске прикреплены листы, на которых изображено фото с иллюстрацией болезни при недостатке витаминов, вызываются ученики и зачитывают признаки заболевания.
Причины болезни были неизвестны.
1. болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей развивалась цинга, или скорбут. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От цинги моряков погибло больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной страдали моряки в северных экспедициях.
В народе с давних пор эту болезнь умели лечить плодами шиповника, настоем хвои и молодых побегов сосны. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что заболевание можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашенную капусту, лук, черную смородину.
2. С давних времен дети страдали от заболевания, при котором кости становятся непрочными и изменяют форму. Даже на картинах мастеров эпохи Возрождения можно увидеть малышей с признаками этой болезни. У них искривленные кости конечностей, непропорционально большая голова. В Англии в эпоху промышленной революции в XVIII веке среди детей и подростков, работавших на промышленных предприятиях, эта болезнь носила характер эпидемии.
3. На Востоке, где основная пища – это рис, издавна было известно заболевание, при котором у человека появляются боли в руках и ногах, изменяется чувствительность, слабеют мышцы, нарушается походка, возникают параличи. В Румынии, на Балканах, в некоторых областях Италии, Испании и даже в США еще в начале XX века десятки тысяч людей страдали от этого заболевания. Воспаленная шелушащаяся кожа, диарея, тяжелые психические расстройства делали человека немощным и несчастным.
4. А вот случай, который произошел с Ю. Никулиным во время блокады Ленинграда. «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между небом и землей… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рабьего жира и каждый принял вечером этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».
Какие мысли возникли у вас после прослушивания этой информации?
Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?
Открываем тетрадки, записываем число и тему урока.
Мы часто слышим разную информацию о витаминах:
- Витамины есть только в овощах и фруктах.
- Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
- В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
- Витамины нужно принимать только зимой и весной.
- Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.
· Постановка проблемного вопроса:
· — Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.
· Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.
Работа с терминами (самостоятельно из параграфе 51 учебника выписывают понятия в тетрадь)
Витамины — поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.
Гиповитаминоз – нехватка витаминов
Гипервитаминоз – избыток витаминов
Авитаминоз – отсутствие витаминов. ( читают термины)
В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.
Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).
Самостоятельно работают с флипчартами, создают проекты по темам:
1 группа: Жирорастворимые витамины
2 группа Водорастворимые витамины
Используют учебники и таблицы, так же готовят вопросы второй группе
Название витамина |
Описание |
Продукты, богатые витамином |
Водорастворимые витамины |
||
Витамин С или аскорбиновая кислота |
Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям. При недостатке – цинга. |
Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель. |
Витамин В1 — тиамин |
Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери |
Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби. |
Витамин В2 — рибофлавин |
Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта. |
Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые. |
Витамин В6 — пиридоксин |
Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке — анемия (малокровие), судороги. |
Куриное мясо, орехи, хлеб из муки грубого помола, бананы. |
Витамин В12 или цианокоболамин |
Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке — анемия. |
Мясо, печень, рыба. |
Витамин РР – никотиновая кислота |
Регулирует кровообращение и уровень холестерина. При недостатке – пеллагра. |
Арахис, рис, отруби, зерна ячменя. |
Жирорастворимые |
||
Витамин А |
Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой. При недостатке — «куриная слепота». |
Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток, морковь, помидоры. |
Витамин Д — эргокальциферол |
Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей. При недостатке – рахит. |
Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток. |
Витамин Е |
Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп. При недостатке — дистрофия мышечной ткани. |
Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис. |
Витамин К |
Регулирует свертываемость крови. При недостатке – носовые кровотечения. |
Соевое масло, печень, орехи, салат, капуста |
Игровой момент. Вам раздала упаковки с витаминами, порекомендуйте их больным людям. Кому?
После защиты проектов
Физминутка
4. Практическая работа по определению витамина С.
А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.
Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
“Определение витамина С”
1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.
2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.
5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.
6. Сделайте вывод.
После выполнения работы учащиеся делают выводы:
- витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;
- витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
1. Закрепление материала:
Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет. (Объяснения учащихся).
Высказывание |
Факт |
Витамины есть только в овощах и фруктах. |
Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище. |
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. |
Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток. |
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. |
Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. |
Витамины нужно принимать только зимой и весной. |
Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача. |
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. |
Да. |
— А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?
Что мешает усвоению витаминов:
алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;
никотин — разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;
кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;
аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;
антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;
снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.
Создание кластера
1 группа
КАК СОХРАНИТЬ ВИТАМИНЫ В ПИЩЕ?
Для сохранения витаминов в пищевых продуктах нужно следовать следующим рекомендациям:
стараться использовать в пищу овощи, фрукты, зелень, не подвергавшиеся длительному хранению;
не подвергать продукты излишней температурной обработке;
при варке опускать продукты в кипящую воду и готовить только в закрытой посуде;
использовать для приготовления и хранения пищи химически инертную посуду (эмалированную, из нержавеющей стали, тефлоновую , керамическую, фарфоровую);
правильно хранить продукты (овощи, зелень, фрукты — в холодильнике, растительное масло — в темном помещении, крупы — в прохладном сухом месте и т.п.) , учитывая сроки хранения каждого продукта.
2 группа
Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться:
При кипячении молока количество содержащихся в нем витаминов значительно снижается.
После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С (при комнатной температуре этот показатель составляет 50%).
При термической обработке пищи теряется от 25% до 90-100% витаминов.
На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А подвержен воздействию ультрафиолетовых лучей.
Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.
Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде, пастеризация снижают содержание витаминов в исходных продуктах.
Содержание витаминов в овощах и фруктах очень широко варьирует в разные сезоны.
« Мифы о витаминах».
Миф № 1: «Все потребности в витаминах можно обеспечить за счет полноценного рациона питания».
Даже при тщательно сбалансированном питании дефицит большинства витаминов в рационе может достигать 30%.
Потребность в витаминах повышается в период роста организма, во время беременности и кормления грудью, во время и после болезни, при большой физической и умственной нагрузке (например, при занятиях спортом), при выполнении работ, требующих большого нервно-эмоционального напряжения, а также при длительном пребывании не холоде; усвоение витаминов ухудшается в пожилом возрасте.
Миф № 2: «Витаминами можно запастись впрок».
Ни один витамин не в состоянии выполнять физиологические функции, присущие другим веществам этой группы. Именно поэтому для обеспечения адекватного витаминного статуса необходим регулярный (продолжительный) прием соответствующих поливитаминных комплексов, обеспечивающих детей и взрослых этими веществами в необходимых количествах.
Миф № 3: «Витамины нужны только маленьким детям и больным».
Витамины необходимы всем возрастным категориям населения.
Миф № 4: «Витамины нужны только зимой».
В большинстве стран мира практикуется прием поливитаминов (мультивитаминов) на протяжении примерно 6-9 месяцев в году, хотя американские витаминологи считают необходимым пользоваться ими круглогодично.
Миф № 5: «Витамин С защищает от гриппа».
Доказанной противовирусной активностью аскорбиновая кислота не обладает. Справедливости ради следует отметить, что лица с дефицитом витамина С в большей степени подвержены риску заболеть гриппом.
Назначение повышенных (но не многократно) доз аскорбиновой кислоты в период заболевания или после выздоровления — общепризнанная мера.
Миф № 6: «Натуральные витамины лучше синтетических».
В стремлении обеспечить организм экологически чистыми препаратами многие склонны тратить неоправданно большие средства на покупку препаратов, содержащих витамины естественного происхождения (вытяжки из растительных плодов и т.д.). Витамины, являющиеся продуктом химического синтеза, отличаются высокой степенью очищенности и качества. По биологической ценности синтетические витамины не уступают натуральным веществам этого класса. Стоимость же синтетических витаминов значительно ниже.»
Для закрепления полученных знаний проведем биологический диктант по теме “Обмен веществ и энергии. Витамины”.
Тесты к уроку
Тест по теме «Витамины». Вариант 1 ФИО__________________________________
1. Витамины это…
а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.
2. Авитаминоз – это…
а) переизбыток витамина;
б) недостаток витамина;
в) нормальное содержание витамина
3. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А;
б) витамин Е;
в) витамин С.
4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К;
б) витамина В;
в) витамина С.
5. Переизбыток витаминов вызывает:
а) гипервитамноз;
б) авитаминоз;
в) головокружение
6. Витамины были открыты:
а) Эйкманом;
б) Луниным;
в) Функом.
7. Источниками витамина D являются:
а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;
б) свежие овощи, фрукты, молоко;
в) водоросли, мясо, яйца.
8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?
а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е
9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:
а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.
Ответы:1-б,2-б,3-в,4-б,5-а,6-б,7-а,8-б,9-а.
Тест по теме «Витамины» 2 вариант ФИ_________________
1.Являются ли витамины источником энергии?
а) да б) нет в) только некоторые
2.Отвар шиповника, зеленый лук, смородину рекомендуют при недостатке витамина:
а) А б)В в)С г) Д
3.Недостаток витамина А приводит:
а) к болезни глаз б) к рахиту в) к цинге
Закончите выражения
4. Биологически активные вещества, поступающие в организм вместе с пищей, называются________________
5. Куриная слепота возникает при недостатке________________
6. Под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется__________, отсутствие которого вызывает у детей_________.
7. Бобовые, печень содержат группу витаминов _______, регулирующих деятельность нервной и кровеносной систем.
8. При длительном хранении витамин А ___________.
9 .Овощи лучше варить в _________ посуде, т.к. в другой разрушаются ______.
- Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.
- Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.
- Больше времени бывать на улице.
- Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.
- Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.
- Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.
- Не злоупотреблять витаминами.
5. Домашнее задание: параграф 51, провести тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
6. Листы самооценивания
Ф.И. учащегося___________________
7. Рефлексия