ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Автор: Галинова Яна Александровна

ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Галинова Яна Александровна 

студент, 

ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», РФ. г. Коломна

 

Организация работы по трудовому воспитанию в начальных классах имеет большое значение для формирования у детей представления о различных профессиях и уважения к труду. Одним из эффективных методов в этом процессе являются экскурсии. Ребенок, увидевший своими глазами процесс работы и труд людей, формирует положительное отношение к разным профессиям. Во время экскурсии дети могут задавать вопросы работникам производства, а также общаться с одноклассниками, что способствует развитию их коммуникативных навыков. После экскурсии важно провести рефлексию, которую можно оформить в виде рисунков, поделок или рассказов о том, что они увидели и узнали на экскурсии. Также можно организовать выставку рисунков и поделок, чтобы поделиться впечатлениями с другими учащимися и педагогами. Такие мероприятия помогают расширить представление детей о мире профессий, познакомить их с производством, технологическим процессом и трудом людей разных специальностей. Это способствует формированию у детей уважения к труду и развитию их профессиональной ориентации. Таким образом, организация экскурсий и последующая рефлексия помогают детям лучше понять и оценить трудовую деятельность, а также развивают их коммуникативные и творческие способности. Это важные шаги в трудовом воспитании детей и формировании их конкурентоспособности в будущем.

Подготовка к экскурсии является важным этапом и включает определение темы, целей и задач экскурсии, изучение места, составление маршрутного листа и объекта наблюдения. Для более полного погружения в тему, можно предоставить учащимся задание по сбору информации об объекте наблюдения заранее. 

Обычно экскурсия проводится по следующему плану: 

1. Выбор маршрута и выполнение задания по пути следования к месту проведения экскурсии. Проверка информации, собранной учащимися о объекте наблюдения. 

2. Беседа о целях и задачах экскурсии, инструктаж по правилам поведения и технике безопасности. 

3. Беседа или рассказ по теме экскурсии, организованное наблюдение. 

4. Подведение итогов экскурсии. Объектом экскурсии могут быть различные места, такие как музеи, агрокомплексы, животноводческие фермы, пожарные части, аптеки, парки и другие. 

В каждом из этих мест учащиеся могут познакомиться с определенными профессиями и узнать о технологиях и работе, связанных с этими местами. Например, в музеях дети могут познакомиться с орудиями труда прошлых поколений и узнать о профессиях археолога и экскурсовода. В агрокомплексах они смогут ознакомиться с зерновыми культурами и профессией агронома. Животноводческие фермы позволят им увидеть современные технологии в животноводстве и узнать о работе ветеринара. Пожарная часть познакомит детей с профессией спасателя, а посещение аптеки поможет им расширить знания о работниках социальной сферы и профессии фармацевта. В парке дети смогут наблюдать за деревьями и птицами, узнавая их названия и познакомившись с профессиями дендролога и орнитолога. Таким образом, экскурсии являются эффективным методом познания и формирования интереса к разным профессиям, а также помогают учащимся лучше запомнить и узнать о различных аспектах трудовой деятельности.

Непосредственное знакомство школьников с представителями рабочих профессий имеет огромное значение. Живые рассказы и истории этих людей помогают учащимся понять и оценить важность любой рабочей профессии. Они могут вдохновить и мотивировать школьников, помочь им определиться с выбором профессионального пути и становлением личности. Встречи с представителями рабочих профессий позволяют учащимся узнать о реальной работе, условиях и трудностях, с которыми сталкиваются эти люди. Они могут рассказать о своем опыте, достижениях, а также поделиться советами и рекомендациями. Это помогает школьникам получить представление о различных профессиях, их значимости и вкладе в общество. Такие встречи также способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся, позволяют им задавать вопросы, обсуждать и выражать свои мысли и мнения. Они могут увидеть, что каждая профессия имеет свою ценность и важность, и что каждый человек может найти свое призвание и достичь успеха в своей области. Таким образом, непосредственное знакомство школьников с представителями рабочих профессий играет важную роль в их профессиональной ориентации и становлении личности. Оно помогает учащимся понять, что каждая профессия имеет свою ценность и важность, и что они могут выбрать путь, который соответствует их интересам и способностям.

Экскурсии и знакомство с различными профессиями позволяют детям увидеть на практике, как труд влияет на материальное и духовное благополучие людей, а также на могущество нашей страны. Трудовое воспитание ребенка с раннего возраста действительно имеет положительные результаты. Оно помогает закалить ребенка физически, развивает его мыслительные способности и навыки планирования. Когда ребенку поручается задание, он начинает думать о том, как его выполнить, сколько времени потребуется и какие навыки и умения ему понадобятся. Это способствует развитию его самостоятельности, ответственности и творческого мышления. Труд также помогает детям осознать ценность усилий и трудолюбия, а также понять, что достижение успеха требует усердной работы и настойчивости. Он учит детей ценить результаты своего труда и развивает у них чувство удовлетворения от достигнутых целей. 

Таким образом, трудовое воспитание играет важную роль в развитии ребенка и формировании его личности. Оно помогает детям осознать важность труда в жизни людей и вклад, который они могут внести в общество. Поэтому работа по трудовому воспитанию с детьми с раннего возраста имеет долгосрочные положительные последствия.

 

Список литературы:

1. Беляков Н.Д., Цейтлин Н.Е. Внеклассные занятия по труду с младшими школьниками Пособие для учителей начальных классов. – М.: Просвещение, 1969. – 303 с.: ил. 

2. Дереклеева Н.И. Классный руководитель /Основные направления деятельности.- М.: Вербум- М,2001. 

3. Хузиахметов А.Н. Педагогические технологии: Учебное пособие для высших и специальных учебных заведений: 2 книги. 1 часть. Казань: Магариф, 2008.-367стр. 

 

×
×