Автор: Баринова Анастасия Валерьевна
Введение
История Руси – это настоящая история древнего государства, корни которого уходят в глубину веков до н.э., включает период консолидации славянских племен, формирования политической системы, возникновения городов, складывания древней языческой культуры.
Русь как государство возникло в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.
В данной работе я хотела бы обратить особое внимание на деятельность таких князей, как: Рюрик, князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, князь Святослав и князь Владимир, а также рассмотреть их связь между собой и судьбу. Речь пойдет о тех людях, которые оставили неизгладимый след в истории Российского государства, о людях, которые смогли расширить, развить и защитить Древнюю Русь и сделать из нее развитое феодальное государство.
Тема контрольной работы осмысление основных этапов становления и развития Руси является обязательным условием понимания сегодняшних исторических процессов.
Цель работы: рассмотреть развитие Руси при правлении первых князей.
В процессе выполнения работы необходимо решить следующие задачи:
— изучить эпоху правления Рюрика;
— исследовать деятельность князя Олега;
— изучить развитие Руси при князе Игоре;
— обозначить основные моменты деятельности княгини Ольги;
— исследовать развитие русского государства при князе Святославе;
— изучить деятельность князя Владимира.
При подготовке работы использовалась учебно-методическая литература, а также материалы сети интернет.
1. Эпоха правления Рюрика
Рюрик – летописный основатель Новгородского княжества на Руси, варяг, князь новгородский с 862 года и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Существует несколько версий происхождения Рюрика, например, некоторые историки считают, что Рюрик является выходцем из Дании, другие – Эйрик из Швеции, но основными версиями являются норманнская и западнославянская.
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором по приглашению таких племён как: чудь, ильменские славяне, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название «Призвание варягов». Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. [2, с. 26]
Через два года, после кончины Синеуса и Трувора (по некоторым источникам, братьев убили в 864 г), их старший брат Рюрик, присоединив области к своему княжеству, основал российскую монархию.
Рюрик единовластно княжил в Новгороде 15 лет. Он скончался в 879 г., вручив правление княжеством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.
Память о Рюрике как о первом правителе Руси осталась бессмертной в нашей истории. Главным делом его княжения было объединение некоторых финских племен и славянского народа в единую державу, в результате с течением времени весь, мурома, меря слились со славянами, приняв их обычаи, язык и веру. Таким образом, Рюрик считается родоначальником русских князей.
2. Деятельность князя Олега
Олег — князь новгородский (с 879) и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.
Согласно Повести временных лет, в 882 году Олег, взяв с собой много воинов: варягов, чудь, славен, мерю, весь, кривичей, – взял город Смоленск и Любеч и посадил там мужей своих. Далее по Днепру спустился к Киеву, где княжили два боярина, не племени Рюрика, но варяги Аскольд и Дир. И увидел Олег, что Аскольд и Дир княжат, и отправил посла к ним со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в ладьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд. Олег нёс на руках юного княжича Игоря. Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «Вот сын Рюрика — ваш князь». И убил Аскольда и Дира. [1, с. 39]
Обширные русские владения еще не имели устойчивых внутренних связей. Между Новгородом и Киевом жили независимые от Руси народы. Ильменские славяне граничили с весью, весь – с мерей, меря – с муромой и кривичами. В 883 г. Олег покорил древлян (река Припять), в 884 г. – днепровских северян, в 885 г. – радимичей (река Сож). Таким образом, подчинив соседние народы и уничтожив господство кагана хазарского, Олег соединил земли Новгорода и Киева. Затем он завоевал земли по берегам реки Сулы (соседние с черниговскими), часть полоцких и волынских земель.
Со временем Игорь, сын Рюрика, возмужал. Приученный с детства к повиновению, он не дерзал требовать своего наследия от властолюбивого Олега, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законной, ибо он сумел возвеличить государство.
В 903 г. Олег избрал для Игоря супругу, легендарную Ольгу, славную в то время одними женскими прелестями и благонравием. Ее привезли в Киев из Плескова (ныне Псков). Так писал Нестор. По другим источникам, Ольга была варяжского простого рода и жила в веси, недалеко от Пскова. Свое имя она приняла, по мнению Н.М. Карамзина, от имени Олега, в знак его дружбы к ней или в знак Игоревой к нему любви.
В 907 году Олег решил напасть на Византию. Он собрал две тысячи судов по сорок воинов на каждом судне. Конница шла берегом. Олег разорил эту страну, расправлялся жестоко с жителями, осадил Царьград (Константинополь). Византийцы поспешили откупиться. Победитель потребовал от них по двенадцать гривен на каждого воина флота. Византийцы удовлетворили просьбу Олега, после чего был заключен мир (911 г.). Вернувшись из этого похода, русичи привезли на родину много золота, дорогих тканей, вина и всякого другого богатства.
Волхвы предсказали Олегу смерть от его коня. С того времени он перестал садиться на своего любимца. Прошло четыре года. Как-то осенью князь вспомнил о предсказании мудреца и посмеялся над ним, так как коня уже давно не было в живых. Олег захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп, сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе была змея. Она ужалила князя, и герой скончался. Можно верить или не верить, что Олег в самом деле был ужален змеей, но такая легенда дошла до нашего времени из прошлого. Народ оплакивал Олега. Присоединив к своей державе богатейшие земли, князь был истинным основателем ее величия.
Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости. Тело князя погребено на горе Щековице, и киевские жители, современники Нестора, звали это место Олеговой могилой (другим предполагаемым местом захоронения Олега считается Старая Ладога).
3. Развитие Руси при князе Игоре
Игорь стал самостоятельно править Русью в 912 году. За годы своего правления он совершил ряд военных походов.
В 913 году под предводительством Игоря, был совершен поход на побережье Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар. Поэтому в качестве платы за пропуск им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.
В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли.
В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска: византийцами был применен так называемый «греческий огонь» и большая часть войска князя была уничтожена.
Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей, варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами «о руси без числа», византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, князь Игорь принял предложение императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор.
После этого похода князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: «Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы». (Карамзин) После долгих уговоров князь Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году. [4, с. 41]
Князь Игорь был женат на псковитянке Ольге, которую по одной из легенд ему избрал Олег в 903 году, и имел сына Святослава.
4. Основные моменты деятельности княгини Ольги
Ольга — княгиня, правившая Древнерусским государством после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая.
Ольга своими мудрыми делами заслужила большой похвалы, так как достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной. Вероятно, с помощью боярина Асмуда — воспитателя Святослава (сына Ольги и Игоря), и Свенельда — воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства. В первую очередь она наказала убийц Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.
Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыли к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей. Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их там всех заперли и сожгли.
Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом. Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество. Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.
В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием «Друзья! Станем за князя!». И они устремились в битву. [3, с. 37]
Древляне бежали с поля и укрылись в городах, главным из которых был Искоростень. Тут Ольга прибегла к новой выдумке. Древляне предложили ей выкуп: мед и кожи зверей. Но правительница Киева была «великодушной». Она попросила у жителей Искоростеня вместо выкупа с каждого двора по три воробья и голубя. Горожане с радостью исполнили просьбу Ольги и ждали ухода киевлян. Но вдруг вечером весь город вспыхнул, начались массовые пожары. Оказывается, хитрая Ольга велела привязать зажженный трут (его употребляли при высекании огня) с корой к ногам птиц и пустить их на волю. Птицы возвратились в свои гнезда с огнем.
Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.
Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра.
На следующий год Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привилегии.
Ольга была язычницей, но в 957 г. она решила принять христианскую веру, для чего поехала в Царьград. Ольга сама возглавила пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей.
Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан, и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное – языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.
Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.
По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.
Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Отгону I. Цель посольства была двоякой – установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Оттон I направил в Киев христианских миссионеров. Ольга продолжала свою линию. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их.
В 969 году, умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду. Народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история – мудрой. Русские князья до времени Ольги воевали, она же государством правила. Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами. При Ольге Русь стала известной в самых отдаленных странах Европы. [8]
5. Развитие русского государства при князе Святославе
Князь Святослав Игоревич прославился как полководец. Русский историк Н.М. Карамзин назвал его «Александром Македонским нашей древней истории». По словам академика Б.А. Рыбакова, походы Святослава 965-968 годов «представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии».
Формально Святослав стал великим князем в 3-х–летнем возрасте после гибели в 945 году отца, великого князя Игоря, но самостоятельно правил с 962 года.
Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточнославянских племён платили дань хазарам. Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.
Первым военно-политическим действием Святослава было решение хазарской проблемы. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль.
Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. Святослав с войском русов и союзных печенегов и венгров нанес поражение болгарскому войску, но не стал разрушать болгарскую государственность, ограничившись утверждением своей власти в Переяславце в низовье Дуная. В 968 году в результате этого похода был захвачен ряд городов, в том числе Переяславец (Преславец) и Доростол (Дристор).
Постоянно находясь в длительных отлучках, Святослав все управление государством переложил на плечи своей матери – княгини Ольги. В 969 году, когда Святослав находился в своем центре – Переяславце, на Русь напали печенеги и осадили Киев. В городе уже начался голод, когда жители узнали, что на противоположном берегу Днепра, находится небольшой отряд из дружины Святослава под предводительством воеводы Претича. Воевода даже не подозревал о бедственном положении киевлян.
Летопись приводит легенду о юноше, который, рискуя жизнью, сумел предупредить отряд. Киев был спасен. А Великому князю было отправлено послание с упреком: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, а от своей отрекся: нас вместе с матерью и детьми чуть не взяли печенеги. Если ты не защитишь, то они возьмут нас. Неужели тебе не жаль ни твоей отчизны, ни старухи-матери, ни детей твоих?». Святослав поспешил в Киев и отогнал печенегов в степь. Но мирная жизнь Киева не нравилась князю. После смерти матери в 969 году он вновь отправился в Болгарию. Перед походом Святослав поделил государство между сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир ушел в Новгород. Так Святослав пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управляющих своими детьми. [7]
Тем временем власть в Византии захватил Иоанн Цимисхий, которого не устраивал такой воинственный сосед как Святослав. Объединившись с болгарами, император объявил войну Святославу. В сражении около Переяславца Святослав одержал победу. Жестоко наказав болгар за нерадушный прием, Святослав принял делегацию императора с предложением взять богатые дары и навсегда уйти из Болгарии. Но Святослав считал эту землю своей, и предложение императора с гневом было отвергнуто. Началась новая война князя Святослава с Византией и Болгарией (970-971 гг.). Войска византийцев и болгар осадили Доростол, где находились главные силы Святослава.
23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.
После заключения мира с Византией, Святослав направился к днепровским порогам, по дороге зазимовав в Белобережье. Весной 972 года изнуренный походом отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств.
После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь. [6, с. 33]
6. Русь при князе Владимире
В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня. В 978 г. он стал киевским князем.
Владимир не страшился войн. Он взял города Червень, Перемышль и другие, в 982-983 гг. завоевал Галицию. Смирил бунт вятичей, не желавших платить дань, покорил страну ятвягов. Далее владения Руси были расширены до самого Варяжского (Балтийского) моря. В 984 г. радимичи подняли бунт, Владимир покорил их. В 985 г. были побеждены камские булгары, которые обещали жить с русскими в мире и дружбе.
В правление князя Владимира Русь стала заметным государством в Европе. Магометане, иудеи, католики, греки предлагали русичам свою веру. Владимир отправил десять благоразумных мужей в разные страны, чтобы они изучили различные веры и предложили лучшую. По их мнению, лучшей оказалась православная вера.
В 988 г. на Руси было принято христианство. Это стало одной и важнейших вех в истории нашего государства. В Киеве возвели первый храм – Св. Василия. Для детей открыли училища (церковные книги еще в IX в. были переведены Кириллом и Мефодием, которые были первыми просветительскими учреждениями на Руси).
Для защиты страны на юге от печенегов Владимир построил по рекам Десна, Остер, Трубеж, Сула, Стугна города и населил их новгородскими славянами, кривичами, чудью, вятичами. Укрепил Киев белой стеной, так как очень любил этот город.
В 993 г. русичи воевали с белыми хорватами, обитавшими на границах Галиции, а также с печенегами.
В течение трех лет (994-996 гг.) на Руси войны не было. В Киеве построили первый каменный храм, посвященный Богоматери.
Судьба не пощадила Владимира в старости: перед своей кончиной ему надлежало увидеть с горестью, что властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца. Взбунтовался в 1014 г. Ярослав (правивший в Новгороде). Чтобы усмирить мятежного Ярослава, великий князь во главе войска поставил любимого сына Бориса, князя Ростовского.
Во время этих событий Владимир скончался в Берестове (под Киевом) в загородном дворце, не избрав наследника.
Князь Владимир заслужил в истории имя Великого, или Святого. Его княжение ознаменовалось принятием православной веры, расширением государства. Он ввел просвещение, построил города, учредил училища, в том числе художественные.
В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих его личность, он стал Владимиром Красное Солнышко, создателем «застав богатырских». [8]
Заключение
Русь – величайшее средневековое государство. Возникла Киевская Русь на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских славен, кривичей, полян, вятичей и др. В более широком плане Киевская Русь объединила под своей властью обширные территории, населенные восточнославянскими, финно-угорскими и балтийскими племенами. Таким образом, образование древнерусского государства – итог формирования союза лесостепных славянских племен, а также взаимодействия с соседними этносами. В VI-VII вв. складывается мощный союз славянских племен в Среднем Поднепровье. В свою очередь VIII-IX вв. в официальной науке – эпоха ранней государственности. В IX-X вв. представителем высшей власти был Великий Киевский Князь. Княжеская власть была наследственной. Помимо князей в управлении территориями участвовали великокняжеские бояре и «мужи». Это были дружинники, нанимавшиеся князем. Бояре также имели свои наемные дружины, которые в случае необходимости объединялись в единое войско. При князе также выделялся один из бояр-воевод, который зачастую выполнял функции реального управления государством, такими воеводами при малолетних князьях были Олег при Игоре, Свенельд – при Ольге, Святославе – при Ярополке, добрыне – при Владимире. На местном уровне княжеская власть имела дело с племенным самоуправлением в виде веча и «градских старцев».
Первые русские князья, деятельность которых была изучена при подготовке домашней контрольной работы, сформировали основы русской государственности. Они утвердили Русь на международной арене, сформировали курс внешней политики за счет развития отношений с соседними племенами и крупными средневековыми державами: Хазарским каганатом и Византийской Империей.
Список литературы.
1. Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е. Анисимов. — СПб.: Питер, 2018. — 592 c.
2. Артемов В.В. История Отечества: С древних времен до наших времен / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. — М.: Издание «Академия», 2020. — 355 с.
3. Вилков М.И. История России. Хронология страны от древности до наших дней / М.И. Вилков, Д.М. Шарковский. — М.: Эксмо, 2017. — 320 c.
4. Зуев М.Н. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. — 5-е изд., испр. и доп. — М: Издательство Юрайт, 2022. — 706 с.
5. Моряков В.И. История России до начала XIX века. Учебно-методическое пособие / В.И. Моряков, Д.А. Хитров. — М.: Издательство «Академия», 2018. — 368 с.
6. Орлов А.С. Основной курс истории России / А.С. Орлов, А.Ю. Полунов, Ю.Я. Терещенко. — М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2019. — 576 с.
7. https://studopedia.ru/ Общая история.
8. https://shm.ru/ История России.