Автор: Чумакова Анастасия Юрьевна
ДАВАЙ С ТОБОЙ ПОГОВОРИМ
Речевое развитие детей от 5 до 7 лет
Речь ребенка 5- 7 лет существенно отличается от речи младших дошкольников. В его словарном запасе около 40000 слов. Будующий первоклассник все лучше владеет грамматическим строем родного языка, также все более совершенствуется его связная речь.
Малыши до пяти лет в основном рассказывают о том, что они делают или что воспринимают в данный момент. Старшие же дошкольники могут говорить о вещах отдаленных, абстрактных, мысленно ими представляемых. Это говорит о том, что у детей в этом возрасте меняется мышление: от наглядно- действенного к рассуждающему, логическому.
К сем и годам речь ребенка становится достаточно развернутой. В фразе появляются, кроме основных, придаточные предложения. Он старается сделать то, о чем говорит, понятным и доступным тем, кто его слушает. Это побуждает его использовать в своей речи все больше новых слов. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок усваивал не только сами слова, но и понимал их значение.
Также именно в этом возрасте у детей появляется критическое отношение к высказываниям своим и сверстников. Ребенок не только старается сам правильно говорить, но и замечает малейшую ошибку в речи других, хотя не может объяснить, почему говорить надо так, а не иначе. Это формируется так называемое чувство языка. Благодаря ему дошкольник правильно строит устную речь — монологи, диалоги, а потом легко усваивает грамматику.
В дошкольном возрасте малыш не заучивает грамматических правил, не знает, что такое род, число или падеж. Он овладевает этим практически, ежедневно общаясь с детьми и взрослыми. Поэтому именно родителям ,из окружения ребенка необходимо давать образец правильной, грамотной речи, эмоционально окрашенной и интонационно выразительной. Побуждайте малыша различать и отражать в своей речи весь спектр интонаций: вопросительную, побудительную, повествовательную, а также передавать голосом оттенки чувств и эмоция.
К шести годам дети должны уметь произносить все звуки родной речи, однако у некоторых детей усвоение звуков происходит неравномерно. Так, например, позже всех могут быть усвоены шипящие, звук Р, а звук Л может произносится неправильно- губами. В таких случаях вам могут потребоваться логопедические занятия, направленные на тренировку артикуляционной моторики, слухового и фонематического восприятия, постановку звуков. Не затягивайте с этим, ведь правильное произнесение звуков является залогом успешного обучения в школе.
Дети пяти — семи лет иногда допускают в речи запинки, повторы, при волнении начинают говорить очень быстро, взахлеб, пропуская звуки и слова. Чтобы эти недостатки не закрепились в речи и не вошли в привычку взрослым необходимо не торопить малыша. Дать ему спокойно высказываться.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК:
· Четко и внятно произносить все звуки родного языка, а также различать их на слух;
· Его речь должна быть выразительной, без повторов и ошибок;
· Должен уметь правильно употреблять предлоги, союзы, суффиксы, меняющие значения слова, глаголы с приставками, однокоренные слова, сравнительную степень прилагательных;
· Правильно согласовывать слова в предложении в соответствии с родом, числом и падежом;
· Использовать в своей речи синонимы. Антонимы, слова с обобщающим значением;
· Уметь составлять небольшие рассказы из своей жизни, рассказы по одной картине или по серии сюжетных картинок, придумывать сказки.
ЗВУКИ
У старшего дошкольника должны быть хорошо развиты фонематический слух и слуховое внимание, так как именно они являются залогом успешного обучения грамоте. Учите ребенка находить заданный звук в слове. Определять место звука (начало, середина или конец слова). Подбирать слова на заданный звук и т. д.
1. Задание
Назови, что нарисовано на картинках. Покажи предметы на рисунке, названия которых начинаются со звука С
1. Задание
Назови. Что нарисовано на картинках. Покажи предметы на рисунке, названия которых начинаются со звука М.