Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Автор: Комарова Ирина Викторовна

Цель:

 представление опыта работы по формированию и оценке

функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.

 

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада принять участие в межмуниципальном семинаре «Поезд мастеров» и представить свой опыт работы по формированию функциональной грамотности в начальной школе через реализацию программы дополнительного образования  обще- интеллектуальной направленности «Для тех, кто любит математику».

 2 слайд

Своё выступление я хотела бы начать такими слова:

«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — я смогу запомнить.
Позволь мне это делать самому, и это станет моим навсегда»

Так гласит народная мудрость. Эти слова являются девизом всей моей педагогической деятельности. Знания не должны быть «мёртвыми», ребёнок получив знания, должен использовать их в жизни, научиться применять их на практике, тогда они станут не только знаниями, но и умениями, которые он сохранит на всю жизнь.

    Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Возникла необходимость развивать у детей функциональную грамотность.

3  слайд

Что же такое функциональная грамотность?

Понятие функциональной грамотности школьников появилась в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач.

   За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая.

Сегодня функционально грамотный ученик — показатель качества образования. Одних теоритических  знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  

4 слайд

Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире и    действующий в соответствии с общественными    

 ценностями,   ожиданиями и интересами.

      Предлагаю рассмотреть портрет ученика  с развитой     функциональной грамотностью:              

v успешно решает разные бытовые проблемы;

v умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях:

v использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

v выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

5 слайд 

Рассмотрим составляющие функциональной грамотности.

    Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один день.

  Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе. Данный процесс   логично встроен в учебную программу и внеурочную деятельность нескольких лет.

   Математическая грамотность позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.

14 слайд

В программе РISA  математическую грамотность составляют три составляющие.

 

Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы учителя  и метапредметные связи помогают быстро развить нужные компетенции.  

      15 слайд

На слайде представлена модель процесса. формирования математической грамотности через реализацию внеурочной деятельности.

 

Ключевое место в данной модели занимает программа дополнительного образования. Мною была разработана и реализована программа  дополнительного образования  обще интелектуальной направленности  «Для тех , кто любит математику».  Программа разработана на 4 года.

   Занятия по данной программе способствуют созданию  атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной  практической деятельности учащихся. На каждом занятии  дети сталкивались с проблемой. Проблемное обучение является движущей силой  познавательной деятельности. Дети высказывают свои идеи и улучшают чужие, предлагали эффективные решения, используя  фантазию и воображение. Итогом данной деятельности является критический анализ предложенных идей, который помогает увидеть сильные и слабые стороны. Данная программа построена таким образом, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют, ищут информацию, обрабатываю её и т.д.

   16 слайд

 В своей работе я использовала рабочие тетради М.И.Моро и С.И. Волковой для 1,2,3,4 классов. Они красочные, в них включены нестандартные задания, требующие применения полученных на уроках знаний в новых условиях. На  занятиях детям  предлагались математические задачи,  упражнения,  ситуации познавательной направленности, привязанные к реальным условиям, которые дети могли  себе  представить и вызывали  у них неподдельный интерес. В 4 классе дополнительно предлагала детям разнообразные задачи:

межпредметные в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка математики; Для решения нужно применять знания, не только математические, но   и  знания  соответствующей  предметной области; также поиск к недостающих данных, причём решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими учащимися. «Покорение вершин»

17,18,19   слайд   Например,Задача  «Аптека. Выгодная покупка»

практико-ориентированные –в условии описана такая ситуация, с которой  дети    встречаются в повседневной своей практике. Для решения задач нужно мобилизовать не только математические знания, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта. Данные в задаче должны быть   взяты из реальной жизни (покупки продуктов питания, покупки в аптеке, рассчитать размер линолеума для ремонта класса и т.д  ;

20 слайд Профессиональные пробы «Математика важна, в каждой профессии нужна». Мы с детьми  знакомились с различными профессиями, в этом нам помогли наши родители. И прямо на рабочем месте нам были предложены выполнить  задачи- расчёты. Вычисляли расходы материи на пошив штор, рассчитывали количество лекарства больному с учетом его веса  и т.д.

ситуационные не связаны с непосредственным повседневным опытом учащихся, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем  знания, полученные на уроках. Решение ситуационных  задач  стимулирует развитие математической мотивации, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.  

21 слайд

Активные  методы обучения в начальной школе дают наилучший результат в развитии функциональной грамотности. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные и интерактивные методы обучения, которые я применяю в своей педагогической деятельности для развития математической грамотности:

 

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу — научить ребенка учиться. Истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. В результате использования активных методов повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями.

Активные методы обучения развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

 Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

22 слайд

Практика показала, что наиболее эффективными являются следующие приемы, которые представлены на слайде:

 

Игровые технологии   являются наиболее эффективными для развития  и  формирования  математической грамотности. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Дети вовлечены в познавательный процесс.

Формирование функциональной грамотности  происходит не только  на занятиях, но и дома. Для этого мы активно используем цифровые образовательные  ресурсы.  Все дети с 1 класса  зарегистрированы на учебной платформе Учи.ру.,  Яндекс.Учебник.

На данных платформах представлены   интересные и увлекательные задания, выполняя  которые  дети не только повышают математическую грамотность , но и развивают компьютерную  грамотность. В своей педагогической практике я стремлюсь к  цели, чтобы сформировать у моих учеников положительную учебную мотивацию, интерес и желание к изучению математики, активность участия в конкурсах и олимпиадах. Олимпиады предлагаемые на  этих платформах, доказывают практическую значимость математических знаний, полученных на уроках Требуют от ребят правильной оценки ситуации, мобильности. В четвертом классе мы принимали участие в олимпиадах , которые предлагал образовательный центр «Сириус». Дети имели возможность не только принять участие в олимпиаде по математике и продемонстрировать свои знания и умения, но  и получить разъяснения по решению заданий, которые вызвали затруднение.

 

23, 24,25 слайд

В  своей практике для оценки уровня сформированности функциональной грамотности я  использую следующие виды оценок:

1)    Внутренняя оценка:

Дневник успеха— каждый  ребенок  ведёт личный дневник, в котором  в конце занятия на этапе  рефлексии  ему предлагают оценить уровень успешности и самостоятельность при выполнении  предложенных заданий. Это легко сделать при помощи стикиров-смайликов.

 Я самостоятельно справляюсь с заданием!

                

                   Я справляюсь с заданием, но мне помогали друзья!

         

   

                  

 

                    Мне нужна помощь!!!

Если вижу в дневнике красные смайлики, то с этими детьми провожу индивидуальную  работу направленную на устранение трудностей.

26 слайд

2)    Внешняя  оценка  функциональной грамотности:

ü Результаты участия в олимпиадах, предметных конкурсах, играх, викторинах.

 Дети видят, что знания им потребовались для выполнения олимпиадных заданий, активизируют их познавательную деятельность, а главное  повышают учебную мотивацию. На данном слайде представлены результаты участия детей в олимпиадах, предметных играх и конкурсах за 4 года обучения.

27,28, 29 слайд,

3)    Внешняя оценка функциональной грамотности:

ü итоги Всероссийских  проверочных работ по предметам.

Детям предлагается выполнить не только задания на проверку знания программного  материала за курс начальной школы, но проверку сформированности  функциональной грамотности (читательской грамотности, креативного мышления и т.д). Задания повышенного уровня №10, №11, №12. По итогам ВПР  по математике из 22  учащихся:

«5»- 8 человек;

«4»-10 человек;

«3» -4 человека.

При этом если проанализировать по выполненным заданиям,  с заданиями  повышенного уровня   справились:

Зад .№10-15 человек;

Зад. №11-13 человек;

Зад. №12-8 человек.

Считаю это объективной  оценкой, которая  доказывает, что дети выполняя данную работу  использовали математические знания на практике и на основе их смогли выполнить задания нестандартные, более сложные .

 30 слайд

4)    Объективной оценкой,  которая указывает сформированность функциональной грамотности у учащихся  я считаю- успешное обучение в 5 классе.

По данным администрации школы 23 ученика – успешно  окончили 1 учебную четверть. Нет неуспевающих. Дети подтвердили свои оценки, следовательно им хватило знаний и практических умений, полученных в начальной школе  для успешного овладения  программного материала в 5 классе, адаптироваться к требованиям учителей и новым условиям. Дети активны не только в учебной деятельности, но и в общешкольных делах, благотворительных акциях.

38 слайд

В завершении своего выступления хочу подвести итоги:

формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного учителя. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире. 

Очень рада, если мой представленный опыт, был интересен и полезен коллегам.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

×
×