Автор: Комарова Ирина Викторовна
Цель:
представление опыта работы по формированию и оценке
функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада принять участие в межмуниципальном семинаре «Поезд мастеров» и представить свой опыт работы по формированию функциональной грамотности в начальной школе через реализацию программы дополнительного образования обще- интеллектуальной направленности «Для тех, кто любит математику».
2 слайд
Своё выступление я хотела бы начать такими слова:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, — я смогу запомнить.
Позволь мне это делать самому, и это станет моим навсегда»
Так гласит народная мудрость. Эти слова являются девизом всей моей педагогической деятельности. Знания не должны быть «мёртвыми», ребёнок получив знания, должен использовать их в жизни, научиться применять их на практике, тогда они станут не только знаниями, но и умениями, которые он сохранит на всю жизнь.
Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Возникла необходимость развивать у детей функциональную грамотность.
3 слайд
Что же такое функциональная грамотность?
Понятие функциональной грамотности школьников появилась в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач.
За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая.
Сегодня функционально грамотный ученик — показатель качества образования. Одних теоритических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
4 слайд
Функционально грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными
ценностями, ожиданиями и интересами.
Предлагаю рассмотреть портрет ученика с развитой функциональной грамотностью:
v успешно решает разные бытовые проблемы;
v умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях:
v использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
v выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
5 слайд
Рассмотрим составляющие функциональной грамотности.
Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один день.
Основы функциональной грамотности начинают закладываться в начальной школе. Данный процесс логично встроен в учебную программу и внеурочную деятельность нескольких лет.
Математическая грамотность позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.
14 слайд
В программе РISA математическую грамотность составляют три составляющие.
Большую роль в формировании функциональной грамотности в начальной школе играет дополнительное образование. Занятия в кружках развивают творческие способности, креативное мышление, компьютерную и читательскую грамотность. Правильная синхронизация работы учителя и метапредметные связи помогают быстро развить нужные компетенции.
15 слайд
На слайде представлена модель процесса. формирования математической грамотности через реализацию внеурочной деятельности.
Ключевое место в данной модели занимает программа дополнительного образования. Мною была разработана и реализована программа дополнительного образования обще интелектуальной направленности «Для тех , кто любит математику». Программа разработана на 4 года.
Занятия по данной программе способствуют созданию атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся. На каждом занятии дети сталкивались с проблемой. Проблемное обучение является движущей силой познавательной деятельности. Дети высказывают свои идеи и улучшают чужие, предлагали эффективные решения, используя фантазию и воображение. Итогом данной деятельности является критический анализ предложенных идей, который помогает увидеть сильные и слабые стороны. Данная программа построена таким образом, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют, ищут информацию, обрабатываю её и т.д.
16 слайд
В своей работе я использовала рабочие тетради М.И.Моро и С.И. Волковой для 1,2,3,4 классов. Они красочные, в них включены нестандартные задания, требующие применения полученных на уроках знаний в новых условиях. На занятиях детям предлагались математические задачи, упражнения, ситуации познавательной направленности, привязанные к реальным условиям, которые дети могли себе представить и вызывали у них неподдельный интерес. В 4 классе дополнительно предлагала детям разнообразные задачи:
—межпредметные— в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка математики; Для решения нужно применять знания, не только математические, но и знания соответствующей предметной области; также поиск к недостающих данных, причём решение и ответ могут зависеть от исходных данных, выбранных (найденных) самими учащимися. «Покорение вершин»
17,18,19 слайд Например,Задача «Аптека. Выгодная покупка»
—практико-ориентированные –в условии описана такая ситуация, с которой дети встречаются в повседневной своей практике. Для решения задач нужно мобилизовать не только математические знания, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта. Данные в задаче должны быть взяты из реальной жизни (покупки продуктов питания, покупки в аптеке, рассчитать размер линолеума для ремонта класса и т.д ;
20 слайд Профессиональные пробы «Математика важна, в каждой профессии нужна». Мы с детьми знакомились с различными профессиями, в этом нам помогли наши родители. И прямо на рабочем месте нам были предложены выполнить задачи- расчёты. Вычисляли расходы материи на пошив штор, рассчитывали количество лекарства больному с учетом его веса и т.д.
—ситуационные не связаны с непосредственным повседневным опытом учащихся, но они помогают увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания, полученные на уроках. Решение ситуационных задач стимулирует развитие математической мотивации, формируют способы переноса знания в широкий социально-культурный контекст.
21 слайд
Активные методы обучения в начальной школе дают наилучший результат в развитии функциональной грамотности. В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные и интерактивные методы обучения, которые я применяю в своей педагогической деятельности для развития математической грамотности:
Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу — научить ребенка учиться. Истина не должна преподноситься «на блюдечке». Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения. В результате использования активных методов повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями.
Активные методы обучения развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
22 слайд
Практика показала, что наиболее эффективными являются следующие приемы, которые представлены на слайде:
Игровые технологии являются наиболее эффективными для развития и формирования математической грамотности. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Дети вовлечены в познавательный процесс.
Формирование функциональной грамотности происходит не только на занятиях, но и дома. Для этого мы активно используем цифровые образовательные ресурсы. Все дети с 1 класса зарегистрированы на учебной платформе Учи.ру., Яндекс.Учебник.
На данных платформах представлены интересные и увлекательные задания, выполняя которые дети не только повышают математическую грамотность , но и развивают компьютерную грамотность. В своей педагогической практике я стремлюсь к цели, чтобы сформировать у моих учеников положительную учебную мотивацию, интерес и желание к изучению математики, активность участия в конкурсах и олимпиадах. Олимпиады предлагаемые на этих платформах, доказывают практическую значимость математических знаний, полученных на уроках Требуют от ребят правильной оценки ситуации, мобильности. В четвертом классе мы принимали участие в олимпиадах , которые предлагал образовательный центр «Сириус». Дети имели возможность не только принять участие в олимпиаде по математике и продемонстрировать свои знания и умения, но и получить разъяснения по решению заданий, которые вызвали затруднение.
23, 24,25 слайд
В своей практике для оценки уровня сформированности функциональной грамотности я использую следующие виды оценок:
1) Внутренняя оценка:
Дневник успеха— каждый ребенок ведёт личный дневник, в котором в конце занятия на этапе рефлексии ему предлагают оценить уровень успешности и самостоятельность при выполнении предложенных заданий. Это легко сделать при помощи стикиров-смайликов.
Я самостоятельно справляюсь с заданием!
Я справляюсь с заданием, но мне помогали друзья!
|
Мне нужна помощь!!!
Если вижу в дневнике красные смайлики, то с этими детьми провожу индивидуальную работу направленную на устранение трудностей.
26 слайд
2) Внешняя оценка функциональной грамотности:
ü Результаты участия в олимпиадах, предметных конкурсах, играх, викторинах.
Дети видят, что знания им потребовались для выполнения олимпиадных заданий, активизируют их познавательную деятельность, а главное повышают учебную мотивацию. На данном слайде представлены результаты участия детей в олимпиадах, предметных играх и конкурсах за 4 года обучения.
27,28, 29 слайд,
3) Внешняя оценка функциональной грамотности:
ü итоги Всероссийских проверочных работ по предметам.
Детям предлагается выполнить не только задания на проверку знания программного материала за курс начальной школы, но проверку сформированности функциональной грамотности (читательской грамотности, креативного мышления и т.д). Задания повышенного уровня №10, №11, №12. По итогам ВПР по математике из 22 учащихся:
«5»- 8 человек;
«4»-10 человек;
«3» -4 человека.
При этом если проанализировать по выполненным заданиям, с заданиями повышенного уровня справились:
Зад .№10-15 человек;
Зад. №11-13 человек;
Зад. №12-8 человек.
Считаю это объективной оценкой, которая доказывает, что дети выполняя данную работу использовали математические знания на практике и на основе их смогли выполнить задания нестандартные, более сложные .
30 слайд
4) Объективной оценкой, которая указывает сформированность функциональной грамотности у учащихся я считаю- успешное обучение в 5 классе.
По данным администрации школы 23 ученика – успешно окончили 1 учебную четверть. Нет неуспевающих. Дети подтвердили свои оценки, следовательно им хватило знаний и практических умений, полученных в начальной школе для успешного овладения программного материала в 5 классе, адаптироваться к требованиям учителей и новым условиям. Дети активны не только в учебной деятельности, но и в общешкольных делах, благотворительных акциях.
38 слайд
В завершении своего выступления хочу подвести итоги:
формирование функциональной грамотности учеников — задача каждого современного учителя. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.
Очень рада, если мой представленный опыт, был интересен и полезен коллегам.
Спасибо за внимание!