Автор: Егорова Марина Владимировна
Дидактическое пособие Лэпбук — «Моя Родина -Россия».
Актуальность Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека
Цель Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России. Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине.
Задачи Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к своей семье, городу, краю, стране в которой он живет, гордость за принадлежность к гражданам России. Воспитание чувства достоинства у ребенка как представителя своего народа. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России. Воспитание гражданских и патриотических чувств через изучение государственной символики России. Способствовать зарождению патриотических чувств. Формировать у родителей активной жизненной позиции по вопросам патриотического воспитания.
Для того чтобы доступно и интересно объяснить детям данного возраста о нашей родине, я изготовила дидактическое пособие Лэпбук — «Моя Родина -Россия».
Цель данного пособия — воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, любви к своей родине России. Его можно использовать в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми по патриотическому воспитанию.
Размер готового лэпбука — папка А4 в сложенном виде, заламинированные страницы под цвет государственного флага России. На страницах папки имеются различные кармашки, в которых собрана информация по теме :
1. Карта Российской Федерации.
Цель: формировать знания детей о том, как выглядит наша страна.
Задание: рассказать и показать на карте столицу, и нашу малую родину
2. Символы России.
Государственный флаг России.
Цель: закрепляем знания о цвете и последовательности цветов флага, о значении каждого из них.
Задание: рассказать детям что обозначает каждый из цветов флага (белый это цвет мира, синий это вера и верность, красный цвет силы)
Гимн России.
Цель: развивать слуховое внимание и воспитание чувства патриотизма.
Герб России.
Цель: закрепляем знания о гербе России, и о том, что на нем изображено.
Задание: рассказать, что изображено и что означают главные элементы российского герба.
Народы России
Цель: познакомить детей с населением страны, и о том сколько разных национальностей проживает на территории России.
Задание: рассказать Россия – большая страна, кроме русских в ней живет много других народов, у каждого народа своя культура, традиции, язык, дома, одежда.
Народные промыслы России
Цель: познакомить детей с разнообразием промыслов России.
Задание: познакомить с географией народных промыслов России, историей их создания и художественной ценностью. Расширить знания об обычаях русского народа
Собери картинку «Москва – столица России»
Цель: развивать логическое мышление.
Задание: учить собирать разрезную картину в единое целое (на липучках).
Стихи и рассказы о Родине.
Цель: развивать внимание, память, учить внимательно, слушать литературные произведения о своей родине.
Задание: знакомить детей с произведениями о родине, заучить стихи.
Природа России на картинках художников.
Цель: расширять представление детей о красоте природы родного края, и её разнообразия; развивать эстетическое восприятие.
Задание: Знакомиться с пейзажной живописью русских художников, тем самым способствовать эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю.
Викторина.
Цель: воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине – России;
Задание: закрепить знания детей о нашей стране и родном городе, о символах и символиках России; закреплять знания о растительном и животном мире России ;
Праздники России.
Цель: познакомить детей с главными праздниками нашей страны.
Задание: рассказать о том какие главные праздники есть в России (23 февраля, 8 марта, День Победы, День Весны и труда, День России)
.
Игра мемори «Города России»
Цель: Закрепление представлений о городах России и их достопримечательностях
Задание: учить играть, находить пары (Игра развивает зрительную память, внимание, восприятие. Усидчивость; умения слушать, запоминать
Лото «Народные символы».
Цель: воспитывать патриотизм, чувства уважения к культуре своей страны.
Задание: Ведущий показывает по одной карточке, а дети ищут на своем поле тень этого предмета, закрывают эту тень цветной картинкой и дают объяснение этому предмету.Балалайка- русский народный инструмент .Матрешка – русский сувенир.Самовар- это исконно русский атрибут чаепития.
Задачи: развивать связную речь ребенка, внимание, мышление, память, детскую фантазию; активировать словарный запас, упражнять в умении детей логически мыслить, объясняя свои действия, воспитывать усидчивость.
Собранная по теме информация, охватывает все пять образовательных областей.
Загадка — учит думать и анализировать, обогащают словарный запас, расширяют знания о мире, прививают любовь к родному языку
Загадки : «монологи-загадалки, рассуждалки» в процессе заинтересованной развивающей речевой деятельности детей, мы приблизились к основной цели по патриотическому воспитанию : растить ребенка — патриота и гражданина своей Родины!
Лэпбук можно рассматривать как часть развивающей предметно пространственной среды в ДОУ и отвечает требованиям ФОП ДО:
Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
В моем лепбуке, которую я создала, поместилось много информации в очень привлекательной, интересной и красочной форме. И по мере изучения добавлять и усложнять информацию. Дети группы очень бережно относятся к лэпбуку и с гордостью рассказывают и показывают его.
Результат: Благодаря этой форме работы дошкольники узнали много нового и интересного о России, о своей малой родине, знают и с удовольствием читают наизусть стихи, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, знают достопримечательности России и своего родного города. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать — поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Работа с лэпбуком позволила мне разнообразить мою работу и повысить познавательный интерес к своей стране у детей и их родителей.
Практическая значимость: Данный материал может быть полезен воспитателям детских садов