Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа по коррекции звукопроизношения

Автор: Попова Светлана Германовна

Пояснительная записка.

 

Предназначение программы: коррекция звукопроизношения у обучающихся 1-2 классов с задержкой психического развития.

 

Актуальность данного образовательного курса: социализация, успешное усвоение программного материала по русскому языку и литературному чтению.

 

Цель: организация индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации  в учебной деятельности; устранение недостатков устной речи и предупреждение нарушений письменной речи.

 

Задачи:

1.     Создание условий для формирования правильного звукопроизношения.

2.     Развитие артикуляционной моторики.

3.     Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.

4.     Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения.

5.     Развитие пространственно-временных представлений.

6.     Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:

Ø уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее  обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов,   относящихся к различным частям речи, так и за счет развития   навыков активного использования различных способов   словообразования;

Ø уточнение используемых синтаксических конструкций;

Ø дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи, путем овладения  словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

7.     Формирование  связной  речи как средство и форму мыслительной деятельности на базе правильно-произносимых ребенком звуков:

Ø развитие навыков построения связного высказывания;

Ø программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;

Ø установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).

8.     Развитие  и совершенствование  психологических предпосылок  к обучению:

Ø устойчивости внимания;

Ø наблюдательности к языковым явлениям;

Ø способности к запоминанию;

Ø способности к переключению;

Ø навыков и приемов самоконтроля;

Ø познавательной активности;

Ø произвольности общения и поведения.

9.   Формирование полноценных общеучебных умений и навыков. Совершенствование психологической базы речи.

10. Формирование коммуникативных умений и навыков.

11. Совершенствование мелкой моторики.

12. Воспитание  любви к русской речи, к родному языку.

 

Организационные особенности реализации программы.

Форма коррекционной работы – индивидуальная.

Продолжительность реализации  коррекционной программы: Количество часов на изучение каждой темы варьируется с учетом индивидуальных особенностей речевого развития детей.

 

Частота встреч  3 раза в неделю.

 

Планируемый результат:

Обучающиеся —

1.     повысят уровень звукопроизносительной стороны речи;

2.     овладеют дифференциацией гласных звуков и букв, их обозначающих;

3.     научатся различать парные согласные звуки по твердости и мягкости, запомнят непарные твердые и непарные мягкие согласные и буквы, их обозначающие;

4.     научатся различать парные согласные звуки по звонкости и глухости и буквы, их обозначающие,

5.     научатся различать шипящие и свистящие согласные звуки, соноры;

6.     овладеют навыками звукобуквенного и звукослогового анализа и синтеза слов на материале слов-паронимов;

7.     научатся сопоставлять слова, различающиеся одним звуком;

8.     научатся определять ударный слог в словах и проверять написание слов с безударным гласным звуком в корне слова;

9.     получат первоначальные навыки по теме «Родственные слова»;

10. научатся сравнивать орфоэпические и орфографические нормы слов;

11. закрепят правила правописания сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, сочетания ЧК-ЧН;

12. расширят и уточнят словарь, сформируют грамматические формы языка и активизируют связную речь, что будет способствовать развитию речевой коммуникации;

13. научатся различать однозначные и многозначные слова;

14. активизируют смыслоразличительные процессы.

 Оборудование:

зеркало настенное, зеркала для индивидуальной работы, логопедические зонды, дидактический и демонстрационный материал, схемы для анализа слов, слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки, технические средства обучения (компьютер, аудиоматериалы).

 

 Литература:

1.     Григоренко Н.Ю.. Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей    с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.. Книголюб. 2003

2.     Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуальная и групповая работа по коррекции звукопроизношения. – М., ГНОМ-Пресс, 1998

3.     Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках.- М..ГНОМ,2008

4.     Павлова Л.П., Теречева М.Н. Гласные и свистящие. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. -С-Пб., «Детство-пресс», 2004.

5.     Успенская Л.П.. Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. В 2 ч..- М.,»Просвещение», 1995.

6.     Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития.- М., 2005

 

 

Календарно-тематическое планирование

1 этап: Подготовительный

 

Цель работы:  Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

                          Формирование   артикуляционной базы речи.

Задачи:

1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.     

2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.

3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных   умений и навыков.

 

Содержание работы

Количество часов

1.

Знакомство с органами артикуляции. Развитие внимания к речи.

1

 

 

2.

Усвоение названий органов артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Формирование внимания и восприятия.

1

 

 

3.

Вызывание звука по подражанию. Формирование внимания и памяти.

1

 

 

4-5.

Создание артикуляционной базы звука (подготовительные артикуляционные упражнения). Работа над слуховым вниманием.

2

 

 

 

 

 

 

2 этап: Формирование  произносительных умений и навыков.

 

№п/п

Название темы Воспитание правильного звукопроизношения.

Коррекция фонематической системы речи

Лексический материал

Грамматический материал

Количество часов.

I раздел – коррекция произношения свистящих звуков.

1

Постановка звука К

Автоматизация звука К в прямых слогах и словах.

Развитие слухового внимания. Развитие навыков звукобуквенного анализа слогов типа ка, ак.

 

Камень, канат, какао, канава

Чистоговорки –

ка-ка-ка вот течет река Ока;

ку-ку-ку нет удачи рыбаку.

1

2

Автоматизация звука К в слогах со стечением согласных.

Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

 

Белка, булка, марка, сумка.

Подбор слов, которые оканчиваются на « –ка.»

1

3

Постановка звука КЬ. Автоматизация звука КЬ в слогах.

Развитие слухового внимания. Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков.

Ки, ке, кю, кё.

Чистоговорки-

Ки-ки-ки- притаились пауки

1

4

Автоматизация  звука КЬ в словах, предложениях.

Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

Кенгуру, Ким, Кира

Пересказ текста «Кенгуру»

1

5

Дифференциация звуков К-Т в слогах и словах.

Развитие слухового внимания.

ком-том

Коля-Толя

кочка-точка

 

 

Составление предложений со словами-паронимами.

1

6

Постановка звука Х. Автоматизация звука Х в слогах.

Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

 

Халат, халва, хата, уха, муха, мех, чех, смех, успех.

Группировка слов со слогом  –ха. -хе

1

7

Автоматизация звука Х в предложениях.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

 

Хомяк, хорошенький зверек, сахар, мех. хлеб, халва, Захар

Вставить пропущенные слова в  рассказ «Хомяк»

1

8

Дифференциация Х-К в слогах, словах, предложениях.

Развитие слухового внимания.

Мука-муха

Сук-сух

Чек-чех

Кот-ход

Составление рассказа по серии картин «Кира и Захар на катке»

1

9

Постановка звука Г. Автоматизация звука Г в слогах.

Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

 

Нога, вагон,гамак.

Чистоговорки-

Га-га-га-у меня болит нога

 

1

10

Автоматизация звука Г в слогах и словах со стечением согласных.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

 

Гном, глобус, игла, глотать

Игра «Живое — неживое»

1

11

Дифференциация звуков К-Г в словах.

Формирование понятия звонкости и глухости звуков.

кости-гости

колос-голос

кол-гол

 

Составление предложений со словами-паронимами.

1

12

Дифференциация звуков К-Г в предложениях, тексте.

Формирование понятия звонкости и глухости звуков.

гамак

Составление рассказа по серии картин «Галин гамак».

1

13

Дифференциация К-Г в тексте.

Формирование понятия звонкости и глухости звуков.

гадюка

Пересказ текста «Гадюка»

1

14

Подготовка к постановке звука С.

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение первого гласного звука в словах. Развитие слухового внимания. Развитие навыков звукобуквенного анализа слогов типа са, ас.

Слова со звуками К, Т, П.

Составление предложений по картинкам.

1

15

Постановка звука С(по подражанию)

Формирование понятия «место звука в слове».

Слова со звуками К, Т, П.

Составление предложений по картинкам.

1

16

Автоматизация звука С в прямых слогах и словах.

Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «с» в начале и конце слова, развитие навыков звукобуквенного анализа  слов типа сок.

Сад, сани, Саня, сапоги, самокат, сын, сыт, сынок, сок, оса, усы.

Чистоговорки:

Са-са-са- у Сани сад.

Предложения: У Сони сок. В сумке посуда.

1

17

Автоматизация звука С в обратных слогах и словах.

Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

 

Нос, квас, лес, пёс.

Предложения: У Пети пёс.

1

18

Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных.

Определение наличия звука «с» в слогах на слух.

 

Стакан, станок, стадо, стадион, капуста, паста, место, тесто, стон, стук, кусты, хвосты.

 

Проговаривание предложений:

За садом стоит мост. Петух поднимает хвост.

1

19

Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных, в предложениях

Выделение хорошо произносимого согласного звука в середине слова.

Каска, киска, миска, маска.

Заучивание чистоговорки: киска, киска, где твоя миска?

1

20

Автоматизация звука С в слогах со стечением согласных, в тексте.

Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

 

Спать, спой, спутник.

Чистоговорка о сове и совятах.

1

21

Звук ЛЬ. Уточнение артикуляции.

Определение наличия звука «ль» в слогах на слух.

Липа, лифт, лето, лебедь, самолет.

Скороговорки о лебеди и самолете.

1

22

Постановка и автоматизация звука СЬ.

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

 

Гусята. Семь, восемь, сено, сети.

Скороговорка: мы сидим на лесенке…

1

23

Автоматизация звука СЬ на конце и в середине слов.

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

 

Гусь, весь, письма, Васька, боюсь, моюсь.

Работа с деформированным предложением. Составление рассказа по серии картин «Кот Васька»

1

24

Автоматизация звука СЬ в начале слова перед согласными.

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

 

Стена, степь, стихи, гость, кость.

Заучивание стихотворения «Вместе с мамой я встаю…»

1

25

Постановка звука Ц. Автоматизация звука Ц в конце слов.

 

Определение наличия звука «ц» в слогах на слух.

 

Боец, леденец, палец, танец, отец, конец, певец, заяц.

Проговаривание предложений: Заяц сидит под кустом.и др.

1

26

Автоматизация звука Ц в слогах и словах.

Учить слышать звук «ц» среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

Птица, куница, лисица, улица

Пребразование существительных м.р. в ж.р.(умник – умница) Заучивание потешки «Выбегает девица на улицу…»

1

27

Автоматизация звука Ц в слогах и словах со стечением согласных.

Учить слышать звук «ц» среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

Хлебница, супница, мыльница, конфетница.

У Сони хлебница. У Сани салфетница.

1

28

Дифференциация звуков С-Ц.

Дифференцировать на слух звук в слогах, словах. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

 

Цвет-свет.

Спица, солнце, сцена, песцы. Колесница.

Зацепиться за куст акации. Снять гусеницу с куста.

1

29

Постановка звука З (по подражанию, по аналогии со звуком С).Автоматизация звука З  в слогах и словах, где звук З стоит в начале  и середине слова.

Формирование понятия звонкости и глухости звуков.

Зайка, закат. Запах, замок, загадка, язык, козы, музыка.

Шутка «О зайке, Зое и козе».

1

30

Автоматизация звука З в слогах и словах со стечением согласных.

Учить слышать звук «з» среди других звуков, слогов, в словах.  Определить место звука «з» в словах.

Знать, знамя, знак, зной, звезды.

Упражнения с деформированной фразой (зайка, куст, сидит, за).

Пересказ текста с опорой на предметные картинки «заяц»

1

31

Постановка звука ЗЬ. Автоматизация в слогах и словах со стечением согласных.

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

 

Злиться, злая. Зима, зимний, земля, зябнет.

Составление описательного рассказа «Зима»

1

32

Дифференциация звуков С-З.

Дифференциация понятий «звонкость, глухость согласных звуков». Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов в предложении.

зуб-суп

Зоя-соя

коза-коса

Лиза-лиса

Составление рассказа «Зимние забавы»

1

 

II раздел – коррекция произношения шипящих звуков.

33

Постановка и автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах.

Уточнение понятий                « предложение», «слово», «звук».

 

Шапка, шаль, шов, шёпот, шахматы. Аша, маша.

Заучивание скороговорки»Тише, мыши…»

1

34

Автоматизация звука Ш в обратных слогах и словах.

Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове.

Башня, кошка, мошка, ушко, пушки, мишка, пышка.

Заучивание скороговорки: Кошка в окошке шапку шьет. Мышка в сапожках избушку метет.

Пересказ текста «Кошка и мышка».

1

35

Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных в начале и в середине слов.

Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове.

Шкаф, шкатулка, школа . кошка, мошка, ушко, пушки, мишка, пышка.

Заучивание скороговорок о мышах.

1

36

Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях.

 Постановка звука Л.

Дифференцировать понятия свистящие и шипящие звуки. Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.

 

Саша, пушистые, спешит, шоссе, сушки.

Пересказ текста «Сосна»

1

37

Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях

.Постановка звука Л.

Дифференцировать звуки на слух среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятий «звонкий, глухой, свистящий, шипящий звуки».

 

Постановка звука Л.

Проговаривание предложений , спряжение глаголов  в настоящем и будущем времени.

1

38

Автоматизация звука Л в обратных слогах.

Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, в конце, в середине слова.

 

Бал. Вол, пол, зол, зал, мел, пил, мял.

Проговаривание чистоговорок.

1

39

Автоматизация звука Л в прямых слогах и словах.

Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове.

Лапа, лампа, лапша, юла, пила, лось, лужа, луна.

Стихотворение «Зима»

1

40

Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных типа кла, кло. клу, клы, акл, окл, укл, ыкл и словах.

 

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

Класс, Клава, клубок, клумба.

Спряжение глаголов в будущем и прошедшем времени, заучивание скороговорок.

1

41

Автоматизация звука Л в слогах типа сла, сло, слу,слы , асл, осл, усл, ысл и словах.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

Слон, слоненок, слониха, слонята.

Пересказ текста «Слон»

1

42

Автоматизация звука л в слогах со стечением согласных типа гла, гло, глу, глы, абл, обл, убл, алф,олф, улф и словах.

Дифференцировать звук на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.

 

 

Глупый, глубокий, каблук, яблоко.

Подбор предметов к признакам. Пересказ текста «Белка и волк».

1

43

Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных типа шла, шло, шлу, ашл, ошл, ушл, лша, лшу, алш, олш.

Дифференцировать звук на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.

 

 

Шла, вышла, вошла, подошла, отошла, обошла.

Выделение приставочных глаголов. Составление предложений с этими глаголами.

1

44

Уточнение артикуляции звука Ж.Автоматизация в прямых слогах, словах, скороговорках.

Формирование понятия звонкости звука. Определение наличия звука «ж» в слогах, словах, место его в них.

 

 

 

Жаба, кожа, ножи, жук, ужи, лыжи.

Договаривание предложений, заучивание скороговорок.

1

45

Автоматизация звука Ж в слогах со стечением согласных типа жда, ждо, ажд, ожд, джа, джо и словах. Подготовительные упражнения для постановки звука Р.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким  звуком стоит звук «ж».

 

Дождик, дождливый, дождевой, дождичек.

Чтение стихотворений о дожде.

1

46

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах. Подготовительные упражнения для постановки звука Р.

Дифференцировать звуки на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.

 

 

Ужи-уши

Жить-шить

Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (снег-снежок)

1

47

Дифференциация звуков Ш-Ж в  словах, предложениях и тексте. Подготовительные упражнения для постановки звука Р.

Дифференцировать звуки на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.

 

 

Лужа-Луша

Жил-шил

Неуклюжий, смешной,

Пересказ текста В.Бианки  «Купание медвежат»

1

48

Дифференциация звуков Ш-Ж в  словах, предложениях и тексте. Подготовительные упражнения для постановки звука Р.

 

 

Дифференцировать звуки на слух среди других звуков в слогах, словах, предложениях, связной речи.

 

 

 

 

1

49

Постановка звука Р. Автоматизация в слогах типа тра, тро, тру, тры и словах..

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

Трава, завтрак, труба, утро

Заучивание скороговорок.

1

 

III раздел –коррекция произношения  звуков Р, РЬ, Ч.

50

Автоматизация в слогах типа дра, дро, дру, дры и словах.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

Дрова, драка, выдра, пудра, дрозд, ведро, аэродром.

Автоматизация в слогах типа тра, тро, тру, тры.

1

51

Автоматизация в слогах типа здра,здро, здру, здры и словах.

Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове.

Здоровье, здравствуйте, здравие, оздоровительный

Подбор однокоренных слов к словам зима, мороз. Чтение стихотворения И.Никитина «Встреча зимы»

1

52

Автоматизация в слогах типа кра, кро, кру, кры и словах.

Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове.

Край, кран, краб, краска, крапива, кросс, крошки, круг, крыша.

Чтение стихотворения «Крот»

1

53

Автоматизация в слогах типа гра, гро, гру, гры и словах.

Выделение хорошо произносимого согласного

звука в начале, в конце, в середине слова. Определение на слух наличия звука в слове.

Град, грамм, грузовик, градусник, гром, грусть.

Составление предложений. Произношение скороговорок.

1

54

Автоматизация в слогах типа бра, бро, бру, бры и словах.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

Брат, брызги, бобры, прут, пруд, добры, бросить.

Чтение и пересказ отрывка из сказки И.Соколова-Микитова «Листопадничек»

 

1

55

Автоматизация звука Р в прямых слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

Ракета, работа, робот, роза, рысь, рыбак, шары, норы.

 

 

Пересказ текста К.Ушинского «Рыжик»

1

56

Автоматизация звука Р в обратных слогах, словах, предложениях.

 

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

 

Двор, шофер, самовар, косогор.

Составление рассказа по сюжетной картине «Двор»

1

57

Автоматизация звука Р в словах сложной слоговой структуры, предложениях и тексте.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

Термометр, оркестр, раствор, конструктор, скороговорка, квартира, маршрут, литература.

Чтение и пересказ сказки Л.Толстого «Ворона и рак»

1

58

Автоматизация звука Р в словах сложной слоговой структуры, предложениях и тексте.

 

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

Храбрый, храбрец, расхрабриться, храбрость.

Рассказ по серии сюжетных картин «Хитрая лиса»

1

59

Автоматизация звука Р в словах сложной слоговой структуры, предложениях и тексте.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

Прорубь, пробраться, проворно, раздразнить, раскраснеться, заморозить, разозлилась, разогреться.

Пересказ рассказа К.Ушинского «Проказы старухи зимы»

1

 

60

Дифференциация звуков Р-Л в слогах и словах.

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

 

Лак-рак, лов-ров, Лука-рука, балка-барка.

Составление предложений со словами-паронимами.

1

61

Дифференциация звуков Р-Л в предложениях и стихотворных текстах.

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

 

 

корабль, карамель, леопард, лекарство, верблюд, лагерь, ларек, зеркало, спортзал, календарь, кораблекрушение, электричество, треугольник, карусель.

Карл у Клары украл кораллы.

Клара у Карла украла кларнет.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали,

Да не вылавировали.

 

1

62

Постановка звука РЬ  и автоматизация в прямых слогах и словах.

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

Моряк, рисунок, ребенок, море, река.

Заучивание стихтворений А.Барто  «Резиновая Зина», «Барабан».

1

63

Автоматизация  звука РЬ в прямых слогах и словах.

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

Береза, березовый, березонька, подберезовик, беоезняк.

Чтение стихотворения С.Есенина «Береза»

1

64

Автоматизация  звука РЬ в обратых слогах и словах.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

 

Букварь, сухарь, январь, фонарь, снегирь.

Стихотворения «Снегирь», «Январь»

1

65

Автоматизация звука РЬ в слогах типа тря, тре, трю

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

 

Три, тринадцать, трибуна, стемя, тряпка

Стихотворение С.Дрожжина «Дедушка Мороз»

1

66

Автоматизация звука РЬ в слогах типа пря, пре, прю

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов, предложений.

 

Пряник, прямо, упрямый, бригада, брюки

Скороговорка «Перепелка»

1

67

Дифференциация звуков Р-РЬ в слогах и словах.

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

 

 

Составление предложений со словами-паронимами.

1

68

Дифференциация звуков Р-РЬ в предложениях и стихотворных текстах.

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

 

рад — ряд, ров — рёв пар — парь, хор —хорь, удар —ударь

Как на горке, на пригорке

Сидят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Курьера курьер

Обгоняет в карьер.

1

69

Постановка и автоматизация звука Ч в обратных слогах и словах.

Учить слышать звук «ч» среди других звуков, в слогах, в словах, определение места его в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Ударение.

 

Врач, грач, ткач, пачка, дачка, луч, тучка, внучка.

Стихотворение И.Демьянова «Скакалочка»

1

70

Автоматизация звука Ч в прямых слогах и словах.

Учить слышать звук «ч» среди других звуков, в слогах, в словах, определение места его в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Ударение.

Чай, чайник, чайка, чудо, чугун, чудак, чиж, зайчик.

Образование родственных слов и притяжательных прилагательных (заячья, беличья)

1

71

Автоматизация звука Ч в слогах и словах со стечением согласных.

Учить слышать звук «ч» среди других звуков, в слогах, в словах, определение места его в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Ударение.

 

Почта, мачта, мечта, барсучиха, барсучата.

Договаривание сложноподчиненных предложений.

1

72

Дифференциация звуков СЬ-Ч в слогах, словах.

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Свечи, тысяча, спички, косичка, лисички.

Заучивание скороговорок.

1

73

Дифференциация звуков Ч-ТЬ в слогах, словах, предложениях.

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Мять-мяч, петь-печь, сеть-сеч, ткать-ткач.

Договаривание сложноподчиненных предложений.

1

 

IV раздел – коррекция произношения звука Щ и дифференциация свистящих и шипящих звуков.

74

Постановка и автоматизация звука Щ и автоматизация в обратных слогах.

Учить слышать звук «ч» среди других звуков, в слогах, в словах, определение места его в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Ударение.

Борщ, клещ, хищный, товарищ, овощной.

Проговаривание скороговорок:

Ащ-ащ-ащ-у тани новый плащ. И др.

1

75

Автоматизация звука Щ в прямых слогах и словах.

Учить слышать звук «ч» среди других звуков, в слогах, в словах, определение места его в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа. Ударение.

Щавель, роща, щука, щит, щетка, щенок.

Стихотворение А.Барто «Щенок»

1

76

Дифференциация звуков Ч-Щ в слогах, словах.

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Точу-тащу, печать-пищать, лечи-лещи.

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением, заучивание скороговорок.

1

77

Дифференциация звуков С-Щ в слогах, словах.

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Хвостище, усищи, блестящий, освещение.

Стихотворение Ф.Тютчева «Весенние воды»

1

78

Дифференциация звуков С-Щ в предложениях, текстах.

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Сима, есть, щи.

 У, щука, Сеня.

 Сеня, щука, ловить.

 Сеня, положить, ящик, овощи, в.

Составить из слов предложения

1

79

Дифференциация звуков ТЬ-Щ в слогах, словах , предложениях.

 

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукового анализа.

Щебечут, рыщут, блещут.

Повторение стихотворения Ф.Тютчева «Весенние воды»

1

80

Дифференциация звуков Ш-Щ в слогах, словах, предложениях.

 

Дифференцировать  звуки на слух. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

 

 

Чаща-чаша, щёлк-шёлк, пищу-пишу.

Стихотворение А.Барто «Щегол»

1

 

3 этап: контрольно-диагностический

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи: Оценка результативности коррекционной работы.

 

 

Содержание работы

Кол.  час.

1-2.

 

Проведение итоговой диагностики, анализ полученных результатов.

2

 

×
×