Ассоциативные методы и приемы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе

Автор: Кагарманова Айгуль Ришатовна

Добрый день, уважаемые коллеги!

Формирование орфографической грамотности у обучающихся начальных классов является одной из ключевых задач обучения русскому языку в школе.

На уроках русского языка предусмотрено обязательное изучение словарных слов, написание которых не подчиняется правилам русского языка. Каждый педагог знает, что алгоритм работы над словарным словом трудоемок, во-первых, недостаточно интересных методик, во-вторых, при изучении ребенку отводится, как правило, пассивная роль, в основном, на уроках дети просто знакомятся со словарными словами. Использование педагогом однообразных форм работы со словарными словами и отсутствие системы в этой работе делают процесс запоминания слов-исключений скучным и непривлекательным для обучающихся.

Деятельностная направленность процесса обучения, на мой взгляд, помогает решить эту проблему. Тема моего мастер-класса «Ассоциативные методы и приемы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе».

На уроках русского языка при работе со словарными словами я использую ассоциативный метод.

Ассоциация — это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним.

Хорошо запоминается то, что интересно, всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции, всё это суть ассоциативного метода. При этом методе дети учатся ассоциировать орфограмму словарного слова с ярким образом.

Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения связей, вы их видите на слайде, например:

              смежность во времени или пространстве: зима и снег;

              сходство: земля и шар, лампа и груша, быстро – стремительно;

Ассоциативная связь может быть по:

ü    цвету;

ü    форме;

ü    действию;

Практической разработке и применению ассоциативных связей на уроках русского языка посвящены работы Матюгина И.Ю., Соболевой О.Л., Агафонова В.В. Эти авторы выделяют следующие основные приемы: прием графических и звуковых (фонетические) ассоциаций.

     Прием графических ассоциаций

Первый приём — «Буквы-образы», он основан на схожести форм букв с различными предметами, животными, растениями. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву.

Например, работая со словом «огурец» ребята убедились, что буква «о» похожа на срез огурца, а в слове охота — мишень.

К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применяется прием «слово в слове» или метод звуковых ассоциаций. Он используется при удачном созвучии фразы и словарного слова. Дети находят «слова-помощники» (неродственные), помогающие запомнить написание трудных слов. Для лучшего запоминания нужно придумать предложение с двумя словами: словарным и помощником. Таким образом, создается ассоциация по смежности.

Например:

ü    Пальто-папа – «папа купил пальто»;

ü    Платок-плачу – «беру платок, когда плачу»;

Смысл этой работы заключается в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово.  Это способствует формированию фонематического слуха, необходимого для развития орфографической зоркости.

Так как на каждом уроке невозможно уделить столько времени на представление и зарисовывание, поэтому в своей работе я часто использую готовые карточки для словарной работы.

Для достижения наилучшего результата важно помнить:  

1.Заниматься необходимо ежедневно по несколько минут.

2.Брать для запоминания одно слово в день.

Таким образом, применение на уроках ассоциативных приёмов запоминания слов:

ü    Учит детей нестандартно мыслить, изобретать, высказывать свое мнение

ü    активизируется познавательная деятельность

ü    развивается детское воображение

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Как происходит на занятиях применение ассоциативных приёмов, вы увидите, побывав в роли учеников. Сегодня на мастер- классе вы будете работать в группах (парах).

Перед вами буквы: «А», «Е», «И», «Г, «Б». С ними придется сталкиваться при запоминании словарных слов.

 

 

 

Присмотритесь к буквам алфавита. Немного воображения — и они напомнят вам окружающие предметы. Например, у Арины большая печатная буква «А» похожа на ГАРАЖ, СУМКУ. У Матвея большая печатная буква «Е» похожа на РАСЧЕСКУ, РУЛЬ ВЕЛОСИПЕДА. А маленькая строчная «е» похожа на ГОЛОВАСТИКА.

Я предлагаю выполнить практическую работу:

— Посмотрите на эти картинки и постарайтесь придумать свои. Найдите Задание 1 в своих кейсах.  Время для выполнения 5 минут.

ЗАДАНИЕ 1. Придумать, на что похожи буквы, найти их в разных ситуациях,

 трансформировать предмет сразу в несколько букв.  

 

 

К каждой букве придумайте по одной картинке и нарисуйте их в пустых клеточках. Если трудно нарисовать, опишите словами. Постарайтесь не повторять рисунки Арины и Матвея. Вы можете выбрать печатные или письменные буквы, как вам удобнее.

— Презентуйте свои работы, прикрепите на доске под заданием 1.

Задание 1 вы выполнили на отлично.

Это упражнение, подводящее к тому, как лучше и необычнее запомнить словарное слово через рисунок.

(Выполнение участниками задания в группах-парах. Представление результатов всем участникам)

ЗАДАНИЕ 2.  

— Интересно не только искать букву в картинке художника, но и самому придумывать сюжет картинки к словарному слову. Попробуйте представить, как можно обыграть в рисунке запоминаемую букву. ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО АЛЕША:

— В слове БОГАТЫРЬ надо запомнить букву «О». Я представляю богатыря и рассматриваю его доспехи. Нахожу, что на «О» более всего похож щит: он такой же круглый.

— Уважаемые коллеги, выполните следующее задание. Найдите 2 задание. Время для выполнения 5 минут.

ЗАДАНИЕ 2. ПОФАНТАЗИРУЙТЕ САМИ!

  Сначала представьте, а потом нарисуйте придуманные вами картинки

  с выделенными в них запоминаемыми буквами. Буквы, которые надо запомнить,

 должны быть хорошо узнаваемы в рисунке, а то никто, кроме вас, не найдет их на

 картинке.

(Выполнение участниками задания в группах-парах. Представление результатов всем участникам)

— Презентуйте свои работы, прикрепите на доске под заданием 2.

 Это задание вы выполнили также на отлично.

При выполнении этого задания вам понадобилось воображение и образное мышление.

ЗАДАНИЕ 3. 

— Можно запоминать написание словарных слов не только через придумывание картинок (зрительные ассоциации), но и через звуковые ассоциации.

ВОТ КАК ДЕЛАЕТ ЭТО АРИНА:

— В слове БАЛКОН надо запомнить букву «А». Для этого я подбираю созвучные ему слова: БАнка, БАнт, БАЛ, которые содержат несколько букв запоминаемого слова («Б», «А», «Л»), и в которых запоминаемая гласная — ударная. Я выбираю из них слово БАЛ, так как оно более созвучно.

Дальше я представляю слова балкон и БАЛ вместе, в одном сюжете. Получается такая картинка: БАЛ на балконе. — Уважаемые коллеги, выполните задание 3. Время для выполнения 5 минут.

 ЗАДАНИЕ 3. 

ПОФАНТАЗИРУЙТЕ!

— Подберите к каждому словарному слову такое созвучное ему слово, чтобы

 запоминаемая гласная была в нем под ударением.

А потом представьте словарное и созвучное слова вместе, в одном сюжете.

Если сможете, нарисуйте эту картинку.

(Выполнение участниками задания в группах-парах. Представление результатов всем участникам)

— Презентуйте свои работы, прикрепите на доске под заданием 3.

Это задание вы выполнили также на отлично.

Метод ярких ассоциаций позволяет осуществлять яркое, образное изложение материала, активизировать воображение учащихся, способствует развитию познавательного интереса.  Запоминание слова с непроверяемой орфограммой на основе подбора ярких образов позволяет быстрее и без перегрузки добиться более высоких и устойчивых результатов.

С целью проверки запоминания написания непроверяемых слов в начальных классах проводятся словарные диктанты. Оценить работу может учитель или сами дети. Правильное оценивание — залог успешной работы, как ученика, так и учителя.

На своих уроках для проверки словарных диктантов я использую критериальное оценивание. Под критериальным оцениванием понимают процесс оценивания, который основан на сравнении учебных достижений детей с четко определенными критериями.

Мы вместе с детьми выработали понятные для них критерии оценивания. Критерии занесли в специальную таблицу. Каждый критерий определяется баллами, баллы переводятся в отметку.

Предлагаю вашему вниманию критерии для оценивания словарного диктанта.

 

 

 

 

 

Критерии оценивания

Баллы.

ПРАВИЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ

Без ошибок

3 балла               

1-2 ошибки и 1 исправление

2 балла                

3-4 ошибки и 1 исправление

1 балл                 

5 и более ошибок

0 баллов            

Правильно подчеркнуты буквы во всех словах, написание которых нужно запомнить.

1 балл               

Правильно поставлено ударение во всех словах

1 балл                

Итого

8 баллов

 

5 баллов – отметка «5»

4 балла- отметка «4»

3 балла – отметка «3»

1- 2 балла- отметка «2»

 

Любой педагог должен использовать не один метод работы со словарными словами, а различные в разных комбинациях, так как это позволит активизировать различные типы деятельности обучающихся (познавательную, творческую, ассоциативную) и разнообразить структуры уроков, поддерживая интерес учеников к изучению русского языка.

В заключение, хочу поблагодарить вас за работу на мастер-классе и пожелать всем творческих успехов!

 

 

×
×