Автор: Мельникова Вера Владимировна
Тема: «Использование проектного метода на урокеах по учебному предмету «Математика»
Проектный метод – это метод предполагающий организацию деятельности, направленной на получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий. В рамках образовательного процесса метод проектов можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска. Метод проектов – это такой способ обучения, при котором студент самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Поэтому активное внедрение метода проектов представляется исключительно актуальным на учебных дисциплинах в школе.
Данная методическая разработка определяет и наглядно показывает использование проектного метода на уроке по учебной дисциплине Математика
Форма проведения: мастер-класс
Продолжительность: 40 минут
Цель: формирование представления использования проектногометода в современном образовательномпроцессе путем организации проектной деятельности обучающихся на уроке математики.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания о содержании и структуре проектной деятельности;
2. Освоить применение проектного метода в своей педагогической деятельности.
3. Совершенствовать педагогическое мастерство путём развития интереса к творческому поиску.
Планируемый результат: демонстрация использования проектного метода путем создание информационного плаката по изучаемой теме.
Участники: педагогические работники образовательной организации.
Материалы, оборудование:
оборудование:
-мультимедийная презентация «Использование проектного метода на уроках по учебной дисциплине «Математика»;
—мультимедийный проектор, компьютер;
материалы для участников:
— бейджи;
-раздаточный материал по различным видам пищевых инфекций;
— ватман, клей, ножницы, маркеры;
-дерево успеха для проведения рефлексии.
До начала мастер-класса всем участникам раздаются бейджи с номерами от 1 до 3 на которых они пишут свои имена, участники проходят за стол с тем номером, который указан на бейдже.
Ход мастер-класса
Здравствуйте! Я учитель математики Мельникова Вера Владимировна. В ходе реализации педагогической деятельности я считаю, что необходимо постоянно совершенствоваться и знакомиться с разными методами и формами обучения. Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Поэтому использование проектного метода на своих уроках я считаю актуальным и эффективным методом достижения образовательного результата.
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» — именно эта китайская пословица станет эпиграфом к нашему мастер-классу.
Каждый педагог регулярно ставит перед собой вопрос: «Как сделать эффективным процесс обучения?» Использование проектного метода позволяет не только развивать творческую активность обучающихся, но и способствует возникновению познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Что же представляет собой проект? Проект – план, замысел, в результате которого обучающийся должен получить что-то новое, т.е какой-либо продукт. Проект – это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения цели через разработку проблемы, которая завершится практическим результатом. Проект представляет собой пять «П»:
ПРОБЛЕМА – ПРОЕКТИРОВАНИЕ – ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
При использовании метода проекта обучающиеся:
— являются субъектом обучения;
-определяют цель деятельности, обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы;
— открывают новые знания;
— экспериментируют и проявляют творческие способности;
— выбирают пути решения и распределяют роли участников в оформлении и защите проекта;
— проявляют активность;
— несут ответственность за свою деятельность.
Роль педагога:
— помогает определять цель, заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;
— рекомендует и предлагает источники информации;
— раскрывает возможные формы работы;
— содействует прогнозированию результатов;
— создаёт условия для активности обучающегося;
— помогает оценить полученный результат, выявить и скорректировать недостатки.
Я хочу вам продемонстрировать применение проектного метода на уроках математики. Такой урок традиционно включает в себя все этапы: организационный момент, целевую установку, мотивацию и актуализацию знаний. На организационном этапе и при целевой установке используется перцептивный метод. На этапе мотивации интереса обучающихся к данной теме используется наглядно-демонстрационный метод. При актуализации знаний обучающимся предлагается выполнить кроссворд по предыдущей теме и самостоятельно проверить верность разгаданных слов кроссворда. На этапе изучения нового материала я предлагаю обучающимся создать проект в виде информационного плаката для решения проблемы, к которой они приходят в результате беседы
ПРОБЛЕМА: определяется в ходе беседы с обучающимися;
ПРОЕКТИРОВАНИЕ: создание информационного плаката по теме;
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ: использование раздаточного материала; формирование собственных выводов;
ПРОДУКТ – информационный плакат;
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – защита информационного плаката.
Участники выполняют свои информационные проекты и на этапе закрепления пройденного материала защищают информационные плакаты. В качестве домашнего задания обучающимся предлагается разместить плакаты в учебной аудитории, а также сделать фото плакатов и разместить их в социальных сетях.
В завершении мастер-класса хочется предложить вам оценить свою заинтересованность и мастер-класс в целом. Для этого украсьте наше дерево успеха плодами, цветами или листьями.
ЯБЛОКО мастер-класс прошел для меня плодотворно;
ЦВЕТОК данный мастер-класс вызвал интерес;
ЛИСТОК – я не узнал ничего нового, мастер-класс оказался не интересен.
Ну вот наше дерево успеха преобразилось. На этом наш мастер-класс окончен, всем спасибо, до свидания!!!
Библиографический список
1. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2015. — 288 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. — М.: Академия, 2016. -272 с.
3. Сибирская, Н.П. Проектирование педагогических технологий. Т.2. [Текст]/Н.П. Сибирская//Энциклопедия профессионального образования в 3 т. — М, 2015.- С. 344-345.
Интернет- ресурсы:
1. Артамонова О.А. Проектные технологии в образовательном процессе [электронный ресурс] — Режим доступа. – URL: 150sch- jhavoronky.edusite.ru/…proyektnayadeyatel
2. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс].- https://docs.google.com/document/d/13xOCJ50yaEkIzYq2kuRf3nbzVDewud6fcIkMzFqyrq4/edit?pli=1#!