Автор: Габышева Татьяна Гаврильевна
«Роль старшего поколения
в организации воспитательной работы»
Габышева Татьяна Гаврильевна
учитель начальных классов
МБОУ «Соттинская СОШ»
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Именно учитель, решая задачи воспитания, должен опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
В процессе нравственного воспитания мы формируем у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Смысл нашей работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Моя работа направлена на привлечение старшего поколения в организации воспитательной работы, ведь дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего, накопленного годами, духовного и эмоционального богатства, чего не успевают делать иногда родители ребенка или из-за нехватки опыта, или из-за недостатка времени.
В воспитании ребенка важную роль играют не только родители, также стоит понимать, что немаловажное участие в жизни и воспитании детей принимает и старшее поколение (бабушки и дедушки). Как сделать так, чтобы они не оставались «бойцами невидимого фронта», а наоборот, понимали, насколько важными и нужными людьми они являются не только для своих внуков, но и для классного коллектива и школы?
В своей педагогической работе выделяю и ставлю перед собой такие основные цели духовно-нравственного воспитания:
Создание условий для основы духовно-нравственной личности, способной общаться и взаимодействовать с внешним миром; способствовать сохранению чистоты и целомудрия.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
ü Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
ü Создание условий для этических и моральных норм и правил поведения;
ü Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение добра, любви и человечности в жизни каждого человека;
ü Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, знакомить родителей с основами педагогики и психологии, формировать представление о формах семейного уклада;
«Духовно – нравственное воспитание младших школьников путем привлечения старшего поколения в организации воспитательной работы» состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап. Составление плана работы.
2. Исследовательский этап (сбор информации). Анкетирование родителей и детей, сбор информации для создания генеалогического древа семьи, для выпуска альбома с фотографиями (рецепты от бабушек).
3. Основной этап (реализация задуманного).
-Классный час «Как росли мои бабушки и дедушки»,
-Фотовыставка «Знакомьтесь, наши бабушки»,
-Семейное чтение,
-Акция «Напиши поздравительное письмо бабушке и дедушке».
—Исследовательские работы для выступления на научно-практических конференциях
-Мастер-классы дедушек и бабушек для традиционного школьного (ОС) образовательного события «Кыстыкка киирии- ѳбүгэ үгэһэ».
4. Итоговый этап (представление готового продукта, подведение итогов).
— Творческий вечер по итогам проведенных работ.
— Презентация проекта «Приятного аппетита», выпуск альбома с фотографиями (рецепты бабушек)
-Генеалогическое древо семьи.
В духовно-нравственном развитии младших школьников старшее поколение в виду своего жизненного опыта, богатого духовного мира, нравственно и эмоционально обогащает детей, позволяет им проявлять чуткость, отзывчивость, по отношению к старшему поколению.
В нашей школе каждый год проводятся образовательные события. Образовательные события (ОС) – это особая форма организации совместной деятельности детей и взрослых, которая отличается от привычных способов организации образовательного процесса в образовательном учреждении.
Основная цель ОС — создание специальных условий для школьников, заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой цели. В таких занятиях преодолевались обыденность, повседневность школьной жизни. Классы заменяются, например, лесом, озером, производственными мастерскими, школьной столовой и т.д. Ведущей формой обучения не является урок в классе, а занятия с учителем, мастерами, родителями, бабушками и дедушками. Вот в этих образовательных событиях наши бабушки и дедушки проводят мастер-классы.
Дедушки провели мастер-класс по созданию метлы из природных материалов, «Хаар күрдьэр күрдьэҕи оҥоруу кистэлэҥнэрэ». А бабушки провели мастер-классы по шитью рукавиц, «Кыбытык тигии», «Кыстыкка киирии алаадьытын астааһын», «Алгыс этии сиэрэ-туома», «Оһо5у аһатыы сиэрэ-туома» в рамках (ОС) образовательного события «Кыстыкка киирии – ѳбүгэ үгэһэ».
В конце учебного года защитили совместную творческую работу.
— «Знакомьтесь, наши бабушки»;
— Презентация альбома с пошаговыми фотографиями «Приятного аппетита» (рецепты наших бабушек)
— Фото презентация «Наши летние каникулы с семьей»
— Презентация «Наши бабушки»
Так же с помощью наших бабушек и дедушек были проведены исследовательские работы. С этими докладами дети выступили на Республиканской научно-практической конференции «Окно в науку».
— Анджела с бабушкой Матреной Гаврильевной «Валяние из шерсти» диплом 3 степени;
— Толя с дедушкой Валерием Дмитриевичем «Эһэм сылгыларын холобуругар дьиэ кэргэҥҥэ сылгыны иитии тѳһѳ барыстаа5ын чинчийэн кѳрүү» диплом 4 степени;
— Сеня с бабушкой Анной Алексеевной «Ырыа куттаах мин аймах дьонум» диплом 3 степени;
— Валентин с бабушкой Екатериной Ивановной «Суоттум Герой-ийэлэрэ» диплом 2 степени;
-Саяна с бабушкой Галиной Никифоровной «ϴбүгэ таҥаһа. Кыбытан тигии» диплом 2 степени;
— Динара с бабушкой Евдокией Николаевной «Сууйдахха-соттоххо барбат баар үһү» (Сахалыы ааттар) диплом 3 степени.
В конце хотелось бы сказать, что совместная работа со старшим поколением повышает интерес к традициям, обычаям нашего народа. Главное – наши ученики вместе с родителями, бабушками, дедушками стали полученные знания применять на практике: мальчики помогают создать метлу из природных материалов, девочки проявляют интерес к растениеводству, к шитью, сбору ягод. При таких ОС приобретаются социальные компетенции, развиваются исследовательские умения, коммуникативные навыки, общий кругозор обучающихся, углубляются знания об истории культуре народа, воспитывается уважение к культурным ценностям своего народа, любовь к родному краю что, конечно, очень отрадно.