Автор: Динара Сапарбековна Арапова
Система упражнений, направленная на формирование беглого и выразительного навыка чтения.
« … Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни настоящего умственного труда. Чтение является основой овладения всех наук, развития человеческого интеллекта».
В. А. Сухомлинский
Чтение – это труд, и труд тяжёлый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Цель обучения чтению в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного.
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению – одна из задач начального образования.
Беглость чтения – это нормальный темп чтения, способствующий сознательному и правильному восприятию текста.
Чтобы достичь навыка беглого чтения, необходимо решить следующие задачи:
· развитие оперативной памяти;
· развитие периферического зрения (угла зрения);
· развитие умения антиципации памяти;
· формирование устойчивого внимания;
· предупреждение повторов при чтении;
· пополнение словарного запаса ученика;
· развитие артикуляционного аппарата.
Упражнений, направленную на формирование беглого и выразительного навыка чтения:
Многократное прочтение.
Вы читаете текст в слух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечение минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов.
Молния.
Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «молния».
Буксир.
Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами.
Чтение шторкой.
Нижняя треть строки прикрыта обычным листом бумаги. При этом шторка всегда двигается сверху вниз чуть быстрее, чем мы успеваем прочитать последние два-три слова в строчке. Начинают с того, что шторка сначала прикрывает нижнюю треть строчки, потом слегка изменяют это упражнение и прикрывают верхнюю часть рабочей строки. Это упражнение приучает человека к концентрации внимания.
Чтение зашумленных текстов.
В текст через два-три слова вставляются слова и нарушают стройность этого текста, заставляют читающего концентрировать внимание на важной информации. Например:
У этого улица учёного чародея зонт был ученик – преглупый почта малый. Он дом прислуживал своему готовился великому учителю, но краса не смел и одним рука глазом заглянуть визит в огромную материал чёрную книгу. Его год даже в покои чародея горка не допускали.
«Чтение текста через слово».
Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим желанием его выполняют.
Чтение с помощью «Решетки».
Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.
Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.
Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.
«Бросок-засечка» (дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда учителя «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами место текста до остановки.
Кроме представленных упражнений, можно использовать на уроках и другие упражнения для формирования быстрого чтения:
1. Чтение слогов и слов, составленных из разрезанной азбуки.
2. Чтение слоговых пирамидок. Звукоподражание.
3. Рассыпанные буквы. Складывание слов из половинок.
4. Чтение за диктором. Чтение чистоговорок и скороговорок. Чтение ряда согласных.
5. Чтение в парах и группах.
6. Многократное чтение.
7. Зрительные и слуховые диктанты, дидактические игры.
8. Игры для совершенствования внимания: «Кто лишний?», «Зеркало», «Распутай буквы», «Загадочная картина».
9. Упражнения для развития оперативного поля:
— гимнастика для глаз;
— чтение первого и последнего слогов на строке, в первом абзаце найти слово, которое начинается с определённой буквы;
— использование таблицы Шульте (учитель засекает время – 30 сек, а дети ведут счёт от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их;
— «Бросок-засечка» (дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде «Бросок». Когда раздаётся команда учителя «Засечка», дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки на коленях. По команде «Бросок» дети должны отыскать глазами место текста до остановки.
Все эти упражнения помогают учащимся увеличить скорость чтения, улучшить понимание прочитанного.
Рассмотрим использование упражнений для развития скорости чтения на примере рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Эффективно использование упражнения «бросок-засечка». Дети читают при команде «засечка» отрывают глаза от текста, при команде «бросок» — быстро ищут то место, на котором остановились и продолжают читать.
При проверке домашнего задания эффективно применять упражнение «догонялки». Учитель открывает любую страницу пройденного рассказа и начинает громко читать, дети быстро ищут то место, где читает учитель и громко начинают читать, перебивая учителя.