УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ

Автор: Григорьева Татьяна Валентиновна

УРОВНИ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ

Т.В.Григорьева

 

Процесс отображения, выявленных в процессе наблюдения индивидом закономерностей, описывающих форму, величину и пространственную ориентацию объектов окружающего мира, называют  геометрическим мышлением.

Геометрическое мышление детей 10-12 лет относится к  переходному типу мышления от второго уровня к третьему. Второй уровень характеризуется в основном  описательными  действиями, заключающимися в  умении видеть отдельные элементы геометрических фигур. Так же на данном уровне дети в состоянии  передать взаимосвязь между отдельными элементами как одной фигуры, так и взаимосвязи между разными геометрическими фигурами. Таким образом, уже на втором уроне геометрического мышления  школьники 10-12 лет в состоянии проводить анализ геометрических фигур. При этом фигуры именно описываются, а не определяются, в процессе экспериментального изучения, включающего измерении, моделирование, наблюдение и т.д. Таким образом, второй уровень развития  геометрического мышления  уже связан с навыками аналитического мышления.  На третьем уровне решаемые  учеником задачи находятся в плоскости взаимодействия с учителем.

Третий уровень развития геометрического мышления школьников связан с овладением  компетенций в части установки связи между фигурками, логической святи между свойствами фигур, вытеканием одного свойства геометрической фигуры из других его свойств.  Установка таких связей происходит с помощью определений геометрических  фигур. Так же на данном уровне широко используется такие метод познания как дедукция, что дает возможность из экспериментального установленных одних свойств фигуры получить другие свойства. Так, ученик  в состоянии  понять, что квадрат это прямоугольник и параллелограмм, но понятие аксиомы еще не сформировано, а логическое изучение  направляется  учителем [3].

 Необходимо отметить, что  развитие геометрического мышления и переход с одного его уровня на другой, не является физиологическим процессом, а формируется в результате обучения. Выготский Л.С. подходил  к  изучению мышления, как  к высшей психической функции, а так же изучал речевое мышление, Леонтьев изучал  мышление  с деятельностной точки зрения, а Рубинштейн С.Л  представлял мышление внутренним процессом.

 Рассмотрим данные подходы более  обширно, так  Выготский исходил  из того что  мышление необходимо рассматривать с точки зрения культурно-исторического развития. В частности он говорил о мышлении как  о процессе культурного развития  индивида опосредованного  языковой функцией, то есть он изучал мышление с  позиции речевого аспекта.

Выготским было предложено изучать мышление, используя  генетический метод,  и рассматривая   развитие функции мышления   с филогенетической, онтогенетической и социогенетической точек зрения.

Структурной единицей, являющейся основой речевого мышления Выготский определяла  слово. Так Выготским было доказано, что  слова развиваются вслед за развитием мышления у ребенка, а потом уже развиваются внимание и память. 

Гальперин П. Я. механизм развития и формирования психических функций обуславливал через фундаментальный закон  — механизм интериоризации  или переноса внешнего действия  на внутренний план.

Леонтьев  А. Н подходил к изучению  мышления с деятельностной точки зрения. Так он считал что  действие внутреннее формируется через действие  внешнее. Эту точку зрения разделяли и Гальперин П.Я., Новоселова С.Л,, Тихомиров  О.К. Таким образом,  основой изучения мышления в данной школе является мотивирование мышления, постановка целей и формирование  действий и их трансформация. Основным методом является  метод формирующего эксперимента.

Рубинштейн  С.Л. изучал мышление с точки зрения внутреннего процесса и приоритетным  являлось изучение  мыслительных операций, таких как анализ, синтез, абстрагирование и т.д. Основной принцип  данного научного направления состоял в  изучении воздействия внешних причин на внутренние условия формирования мышления. В данном направлении  широко изучались такие явления как инсайт, перенос и прогнозирование. Таким образом, обобщая сказанное необходимо отметить, что процессы мышления и наличие интеллектуальных способностей индивида находятся  в прямой взаимообуславливающей связи между собой и характеризуют  эффективность умственной сферы человека.

 Мышление рассматривается как процесс интеллектуальной стороны, а интеллект является скорее мерилом достижений в данной сфере. Таким образом, мышление – это механизм формирования и развития интеллектуальных способностей человека. При этом уровень развития мышления и интеллекта являются взаимопроникающими.

К сожалению, в начальной школе формирование геометрического мышления практически  сведено на нет [1]. Это подтверждается  тот факт, что многие пятиклассники практически не имеют не то что геометрического мышления, а не сформированы начальные понятия геометрии. Дети воспринимают фигуру как целое, не видя отдельных составных частей,  них не сформовано умение сравнивать как отдельные части фигуру, так и сравнение  фигур между собой и т.д.  фигура в их понимание имеют одну характер иску – форму квадрата, прямоугольника и т.д. Так же проблему вызывает   изображение  куба на клетчатой бумаге: ребёнок сначала перерисует контур, а потом  переносит каждый отрезок внутрь фигуры. Да же в седьмом  классе некоторые ученики не видят, что допустим угол А  — это одновременно угол треугольника АВС и треугольника АВН, и таких примеров из практической  деятельности учителя достаточно много.

Кроме описанных выше особенностей  мышления в этом возрасте, необходимо учитывать еще две важнейшие характеристик развития геометрического мышления детей 10-12 лет, а именно,   развитие процессов восприятия и усвоения  проективных отношений. К сожалению в современной школе  данный аспект практически не учитывается.

Для учителя математики неоспорима  важность  умения видеть  и понимать чертёж,  умения читать его. И в данном случае   важно не только умение запомнить и воспроизвести на бумаге уведённую геометрическую фигуру, но и правильно отразить отличительные взаимосвязи, что невозможно без развития критического мышления и умения размышлять над чертежом. Многие  исследования в данной области, говорят о том, что ученики 10-12 лет  не умеют «видеть» геометрическую фигуру, не в состоянии всесторонне ее изучить, выявить взаимосвязи между элементами геометрической фигуры. В свою очередь отсутствие навыка восприятия тормозит по итогу  развитие мышления.  Учитель в свою очередь, из а загруженности программы, стремится дать вербальное определение, без должного уровня начальной подготовки. Решить проблему  и стимулировать развитие геометрического мышления возможно через  овладение учащимися сенсорных эталонов. На рисунке 1 представлены  собственно сенсорные  эталоны.

Рисунок 1 – Сенсорные эталонные определения в геометрии

Именно формирование эталонных представленных в геометрии по итогу даст возможность сформировать у детей 10-12 лет. Ребёнок при изучении определённых свойств геометрической фигуры сопоставляет  их с эталонными представлениями, и на их основе формирует правильное геометрическое представление об объекте изучения. Через формирование эталонных геометрических представлений,  деятельность детей 10-12 лет приобретает осмысленное и целенаправленное  восприятие. По сути именно в 10-12 лет начинается изучение геометрии как научной дисциплины, и дети к этому возрасту должны иметь  сформированные геометрические представления, а без развития геометрического восприятия сформировать мышление невозможно.

Второй психологической особенностью детей 10–12 лет является восприимчивость к усвоению проективных отношений. Дети этого возраста под влиянием различных видов деятельности обладают значительными возможностями в использовании разных систем отсчета. Они могут переходить от системы отсчета, связанной с собственным телом, к другим, мысленно менять позицию наблюдения. [2] В то же время он обращает внимание не только на то, как выглядит предмет, но и как должно выглядеть его изображение.

 Это спонтанное повышение графической культуры ребенка в плане создания образов и оперирования ими способствует формированию геометрических образов, однако никак не используется в практике школьного образования, тем самым не только не поспевая за развитием потенциальных возможностей ребенка, но и задерживая это развитие.

 

Список литературы

1 Гусев В. А. Программа курса «Геометрия» для 5-11 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2002. 32 с.

2 Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача : пособие для учителей : в 2 ч. Ч. 1. М., 1982. 208 с.

3. Глейзер Г. И. История математики в школе. IX-X классы. М., 1983. 351 с. 6. . Методика обучения геометрии : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Гусева. М., 2004. 368 с

 

Григорьева Татьяна Валентиновна студентка 2 курса, направление подготовки 44.04.01 МО, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел

×
×