Дистанционные формы организации внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов

Автор: Егошин Дмитрий Эдуардович

«Дистанционные формы организации внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов»

Винокурова Светлана Андреевна,

заместитель директора по УВР,

учитель химии КОГОАУ СШ г.Лузы

Егошин Дмитрий Эдуардович,

учитель информатики КОГОАУ СШ г.Лузы

 

Аннотация

В статье представлен опыт работы опорной школы Лузского образовательного кластера, где на протяжении многих лет успешно организуются различные дистанционные мероприятия для педагогов и обучающихся через сайт дистанционного обучения на платформе Moodle и социальные сети, в том числе и во внеурочной деятельности. Целью их проведения в подобном формате являются активизация интереса школьников к поисковой, проектной деятельности, создание условий для привлечения к изучению информационных технологий, развитие различных видов функциональной грамотности, повышение самостоятельной активности, а также выявление школьников, достигших высокого уровня сформированности метапредметных результатов.

Подробно описана примерная схема подготовки и проведения такого дистанционного мероприятия. На примере окружных мероприятий (конкурса фотографий и видеороликов, дистанционной предметной недели) представлено разнообразие заданий. Указаны ссылки на страницы мероприятий, где можно познакомиться с содержанием. Активное участие в мероприятиях опорной школы педагогов и обучающихся района, округа, области подтверждает практическую ценность и социальную значимость опыта, доступность применения предложенной методики на практике.

Автор статьи является главным редактором сайта дистанционного обучения образовательной организации, автором и координатором проекта, руководителем творческой группы региональных инновационных площадок по темам: «Моделирование дистанционного обучения и сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях реализации ФГОС» (2013-2027); «Опорная школа как ресурсный центр по созданию условий для единого образовательного пространства муниципалитета» (2018-2019); «Модель методической работы опорной школы как системообразующего элемента единого образовательного пространства муниципалитета» (2020-2023). Ведется систематическая работа по распространению педагогического опыта по данному направлению в форме мастер-классов, практикумов, семинаров, публикаций на муниципальном, региональном, всероссийском уровне, в том числе через Интернет.

 

Статья

Установленные стандартом новые требования к результатам обучения привели к изменению содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание школьниками собственных продуктов в процессе освоения знаний. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) – можно получать не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрируется с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики Для школьников это способ научиться тому, чему невозможно научиться на обычном уроке, – приобрести способность ориентироваться в реальном мире, пробовать себя, искать себя. Внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в процессе обучения на уроке.

В 21 веке активно развиваются цифровые технологии, мы находим всё новые и новые способы доступа, получения и обработки информации, новые виды коммуникации. Все большую популярность приобретают дистанционные технологии, которые в разумном сочетании с традиционными формами позволяют создать некоторые возможные преимущества для школьников, которые способствуют большему удобству и доступности учебно-воспитательного процесса, в том числе формированию и развитию функциональной грамотности и метапредметных умений.

В КОГОАУ СШ г.Лузы, опорной школе Лузского образовательного кластера, на протяжении многих лет накоплен опыт организации различных дистанционных мероприятий для педагогов и обучающихся через сайт дистанционного обучения, который работает на платформе Moodle и социальные сети.  Ежегодно в дистанционной форме проходят районные и окружные семинары, конференции, сетевые презентационные площадки, методические дни, профессиональные конкурсы для педагогов; для обучающихся организуются предметные заочные конкурсы, олимпиады, конкурсы социальных и творческих работ по различным направлениям, турниры, форумы, фестивали, научные конференции школьников. Это новая, современная и удобная форма работы, которую мы можем предложить современному школьнику. Подобные мероприятия повышают статус учебного заведения не только в районе, но и в округе, области.

Совершенно очевидно, что для нашей школы проведение мероприятий такого уровня и формата не ново, но это требует определенных усилий. На подготовку подобного мероприятия уходит не менее месяца. Примерная схема подготовки и проведения отработана годами и выглядит следующим образом:

1)                 Страница мероприятия на ресурсе опорной школы создается заранее, когда мероприятие включается в план работы опорной школы на следующий календарный год.

2)                 За месяц до назначенной даты разрабатываются, согласовываются с управлением образовательного округа (если мероприятие окружного уровня) и утверждаются Положение о мероприятии, форма заявки и согласия на обработку персональных данных для участников мероприятия.

3)                 Информационное письмо рассылается по образовательным организациям района, округа.

4)                 Документы и анонс о мероприятии размещаются на его странице, а также в новостном разделе официального сайта опорной школы.

5)                 В течение месяца координатор размещает все материалы из опыта опорной школы по заявленной теме и материалы, полученные от участников из школ района, округа.  

6)                 В день проведения мероприятия (если это семинар, конференция, сетевая площадка) открываются все разделы в гостевом режиме, где можно просматривать, скачивать интересующие материалы, обсуждать их в чатах, проходить опросники и т.д. Если это конкурс, открываются для просмотра все полученные работы.

7)                 Работа жюри (если это конкурсное мероприятие) прописана в Положении (члены жюри, сроки проверки работ, и т.д.).

8)                 По окончании мероприятия координатор обобщает результаты рефлексии, готовит пост-релиз, дипломы, сертификаты, справки об участии в работе региональной инновационной площадки.

В последние годы дистанционные мероприятия КОГОАУ СШ г.Лузы вышли и на областной уровень: некоторые из них включены в областной план мероприятий, направленных на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогов (для ЦНППМ), а также в комплексный план мероприятий по организационно-методической поддержке центров «Точка роста», детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций, центров цифрового образования «IT-куб», создаваемых и функционирующих в Кировской области.

Примеры внеурочных мероприятий для обучающихся:

1)      Дистанционный конкурс фотографий и видеороликов https://до.школа-лузы.рф/course/view.php?id=72 (через создание курса на сайте дистанционного обучения в системе Mopdle).

С 20 по 31 января 2024 года опорной школой Лузского образовательного кластера уже в третий раз был проведен окружной дистанционный конкурс фотографий и видеороликов «Точка роста. Снимаю науку», приуроченный к проведению Недели науки и инноваций. В конкурсе приняли школьники Лузского, Подосиновского, Мурашинского, Юрьянского районов, Республики Коми. На конкурс впервые поступило более 150 работ.

В рамках фотоконкурса были предложены следующие номинации:

— «Фотографирую науку». Представлены фотографии в процессе исследований, экспериментов по химии, физике, математике, информатике, биологии (38 работ). Чудеса в домашних условиях и множество различных экспериментов по физике, химии, биологии — все снимки удивительные, живые и необычные.

— «Микроизображения». На странице конкурса размещены диковинные изображения, полученные с помощью микроскопа, это изображения клеток крови, растительных тканей, частей тела насекомых, минералы, обыденные предметы и вещества в увеличенном виде никого не оставили равнодушными (10 работ).

 — «Нефото». В этой номинации конкурса приняли участие работы, созданные с помощью методов сканографии и инфографики; облако слов, стартер-пак и гайд, созданные в различных компьютерных программах (15 работ).

 — «Наука вокруг» (14 работ). Сюда попали удивительные изображения природных явлений, еды будущего, домашний инкубатор и многое другое.

В рамках видеоконкурса  поступили ролики в номинациях:

 — «Я экспериментирую». Школьники снимали всевозможные домашние химические эксперименты, опыты с различными физическими приборами (46 работ).

 — «Я наблюдаю» (9 работ). Одни снимали воду, другие изучали физические явления в быту, наблюдали за насекомыми, грибами.

 — «Анимация» (11 работ). Участники конкурса прислали на конкурс анимации, созданные с помощью робота Кумир, мультфильмы из сканированных картинок.

В отдельную номинации были выделены работы обучающихся с ОВЗ. Ребята из специальных (коррекционных) классов КОГОАУ СШ г.Лузы фотографировали, как они измеряют температуру, исследуют воду, создают огненные качели (7 работ).

Значимость участия школьников в подобных конкурсах очень велика, ведь происходит овладение метапредметными компетенциями, включающих надпредметные знания, умения, навыки, способы деятельности, развитие универсальных способностей и форм мышления, необходимых для успешного осуществления не только учебной, но и предпрофессиональной и – в дальнейшем – профессиональной деятельности во взаимосвязанных областях.

2)      Дистанционная предметная Неделя https://vk.com/public217121096 (через создание сообщества в социальных сетях).

С 2022 года часть дистанционных мероприятий из плана работы опорной школы КОГОАУ СШ г.Лузы проводится и через социальные сети (ВКонтакте, Telegram). Одним из первых таких мероприятий стала окружная дистанционная Неделя экологии, проведенная в ноябре 2022 года, она соединила в себе признаки марафона (курс, который включает в себя информацию по определённой теме) и челленджа (когда участникам могут быть даны задания, которые надо выполнить за определённый срок).

В план Недели экологии вошли следующие мероприятия:

1 день – состоялось открытие Недели экологии: знакомство с полезными сайтами для любителей естественных наук, с информацией об известных ученых-экологах, запущен конкурс эссе «Проблемы экологии глазами школьников».

2 день – открылась викторина «Экологическое ассорти».  Второй конкурс этого дня – «Проба пера» или конкурс заметок на тему «Жизнь в стиле эко-френдли». Чтобы пополнить свое портфолио еще одной творческой работой, нужно было написать небольшую заметку, которая далее была напечатана в «Информационно – просветительском вестнике» Дома детского творчества г.Лузы «Зеленая волна» за ноябрь 2022 года с указанием авторов заметок.

3 день – открылся конкурс экологических фото-загадок. В настоящее время на территории Кировской области находится 198 особо охраняемых природных территорий различных видов и категорий: государственный природный заповедник «Нургуш» федерального значения, 3 государственных природных заказника регионального значения: «Пижемский», «Былина», «Бушковский лес», 173 памятника природы регионального значения, зеленая зона городов Кирова, Кирово-Чепецка и Слободского, а также 21 особо охраняемая природная территория местного значения. В Красную книгу области занесены 124 вида животных, 122 вида растений и 18 видов грибов. Необходимо было угадать их по фотографии, краткому описанию и ответить на предложенные вопросы.

4 день – можно было принять участие в конкурсах рисунков и фотографий «#Яберегу». Работы оценивались в жанре фотографии и жанре рисунка по четырем тематическим номинациям соответственно: «Дыхание природы», «Эко-Око», «Мир в твоих руках: успешные инициативы и проекты по решению экологических проблем» и «Человек и животные: живем в гармонии и согласии». Эти конкурсы стали самыми популярными среди участников.

5 день – профориентационный день – знакомство с профессиями, связанными с экологией, с учебными заведениями, где можно получить профессию, связанную с экологией. Также на этой странице можно было пройти профтестирование в режиме on-line, а после знакомства с материалами оставить свои комментарии.

На протяжении всей Недели можно было также принять участие и во всероссийском экологическом диктанте, который стартовал в нашей стране 11 ноября. Экодиктант традиционно проходит как на офлайн-площадках ряда предприятий, учебных заведений, социальных объектов, а также онлайн на портале Экодиктант.рус.

Использование социальных сетей для организации внеурочной деятельности показало следующие преимущества: организация индивидуальной, коллективной и групповой работы учащихся, сочетание которых способствует хорошему усвоению и пониманию учебного материала; организация учебно-внеаудиторной работы, когда педагог, используя услуги социальных сетей может объявлять различные конкурсы, публиковать презентации и мероприятия; организация проектной деятельности учащихся, ведь социальные сети – это место обратной связи, где участники могут создавать сетевые образовательные ресурсы, презентации, таблицы, документы; обмен ресурсами и информацией, что позволяет всем участникам образовательного процесса хранить, публиковать и обмениваться информацией; возможность непрерывного образования и самообразования, что означает непрерывное взаимодействие между участниками в любой соответствующий момент времени; организация взаимодействия между участниками мероприятий как внутри учебных заведений, так и за их пределами, и это становится эффективным средством общения для всех; умение создавать портфолио личных достижений учащихся в социальных сетях позволяет ярко, интерактивно, удобно и понятно представить многие результаты и достижения учащегося.

Мы увидели положительные аспекты использования дистанционных технологий в воспитательных целях: это индивидуализация процесса общения; педагоги и обучающиеся преодолевают стереотипы стандартного стиля взаимодействия, что повышает коммуникативный интерес; получение разноплановой полезной информации различными способами; свободный обмен мнениями; расширение опыта социальных контактов, а в конечном итоге формированию метапредметных результатов.

 

Список литературы

1. Метапредметный подход в современном образовании в условиях реализации ФГОС / О. В. Станкевич, С. В. Шевченко, Е. Ю. Баркалова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47158/ (дата обращения: 08.02.2024).

2. Родичева, А. В. Цифровые технологии в современной школе / А. В. Родичева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 365-368. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88272/

3. Хан, Е. Ю. Применение метапредметного подхода в дистанционном образовании / Е. Ю. Хан. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 228-234. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1766/ (дата обращения: 08.02.2024).

×
×