Автор: Ирина Викторовна Белова
ТРАГЕДИЯ ВРАЧА (ПО РАССКАЗУ М.А.БУЛГАКОВА «МОРФИЙ»)
П.В.Кузнецов, студент 2 курса,
специальность 08.01.07 «Мастер общестроительных работ».
Руководитель – И.В.Белова, преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ «Брянский строительно-технологический техникум им.Л.Я.Кучеева»
Наркотики знакомы человечеству уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Мы имеем свидетельства того, что уже в дописьменный период люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения.
До начала XX века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными. Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены Европой в штыки. С 90-х годов — перестройки, новая забава вместе со всем западным пришла в ряды российской молодежи, распространяясь по подвалам и тёмным улицам городов! Но в один момент этого накопилось столько, что не было возможности в полной мере сдержать поток завоза наркотиков, и смерть с огромным напором вылилась на молодёжь. Ведь основная часть наркоманов — подростки, которые психологически намного слабее взрослых, и не в состоянии отказаться попробовать наркотическое вещество.
Почему именно рассказ «Морфий» привлек моё внимание? На мой взгляд, именно этот рассказ М.А.Булгакова особенно актуален сегодня. Наркомания — непреодолимое пристрастие к наркотическим средствам — распространяется по законам эпидемии: один наркоман заражает за год шестерых. Сейчас возраст наркоманов становится все ниже и ниже, и 20% от всего числа наркозависящих — это школьники и студенты. По моему мнению рассказ «Морфий» может стать духовным ориентиром для молодого поколения. Произведение М.А. Булгакова – это рассказ-предупреждение тем молодым людям, которые могут неразумно увлечься наркотиками и окончательно погубить себя. По существу, этот рассказ о смерти, которая, как главное действующее лицо и как тень человеческая, присутствует уже на первых страницах рассказа, сопровождает человека до конца его недолгой жизни, борется с ним и одерживает полную скорбную победу.
Завязкой рассказа является первое письмо Серёжи Полякова, адресованное своему коллеге — Владимиру Михайловичу Бомгарду, в котором он сообщает о своей беде, просит помощи и надеется на спасение. Владимир Михайлович чрезвычайно озадачился этим письмом, он не мог понять, отчего Поляков не пишет о самой болезни, ее симптомах, однако решил прийти на помощь больному. Но он не успел выехать в Горелов, так как среди ночи пришла весть о том, что врач застрелился. Полякова, ещё живого, доставили из Горелова в хирургическое отделение больницы, где выполнял свои обязанности Бомгард. Но спасти несчастного не удалось: от полученной раны Серёжа скончался. В руки Бомгарда попал завещанный ему дневник самоубийцы, и доктор с жалостью и страхом начал читать его, осознавая с каждой страницей, что Поляков стал жертвой наркомании.
Дневник Серёжи Полякова – исповедь доктора, прочитав которую, мы начинаем понимать трагедию отдельной и единственной человеческой жизни, так бессмысленно и бесполезно загубленной.
Обычно причины для принятия наркотиков могут быть самыми разнообразными, начиная от простого желания выделиться до глубоких психологических травм. В случае, описанном в рассказе, причиной заболевания оказалось сочетание личных и социальных причин.
Первой причиной можно считать уход от Полякова горячо любимой им жены. «Оперная певица сошлась с молодым врачом, пожила год и ушла. Убить ее? Убить? Ах, как все глупо, пусто. Безнадежно! Не хочу думать. Не хочу…» — читаем в дневнике и видим, что доктор не может справиться с этой утратой. Он хочет спрятаться и не думать об этом, и в связи с этим появляется вторая причина. Пытаясь сбежать от самого себя, Сергей Поляков уезжает в глухую провинцию и там замыкается в себе, не хочет никого видеть и полностью отрезает себя от внешнего мира. «И слава богу: чем глуше, тем лучше. Видеть людей не могу, а здесь я никаких людей не увижу, кроме больных и крестьян». Такие перемены в жизни врача не могли не отразиться на его психическом состоянии. А нервные расстройства в свою очередь вызвали физические недомогания, что и привело к первой инъекции морфия. Из-за нестерпимых болей в желудке фельдшерица Анна Кирилловна была вынуждена впрыснуть ему морфий для обезболивания. Так и был сделан шаг в пропасть, из которой доктору Полякову уже не суждено было выбраться. За первым уколом последовал второй, который Поляков уже сам сделал себе. После инъекции Сергей ощутил то обманчивое облегчение, уверенность в себе, своих силах, и спокойный сон пришел к нему после многих бессонных ночей.
Можно сказать, что морфий помог Сергею отвлечься от своих проблем, он стал забывать обо всех своих неурядицах и печалях. После приема морфия у него «начиналось необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности», Поляков пытается оправдать свою уже тягу к морфию и тем, что врач должен на себе проверить действие некоторых лекарств. Но это самообман. Процесс самоуничтожения уже начался, болезнь прогрессирует, она, как водный поток, увлекает и несет человека все дальше и дальше к окончательной гибели, так как у него поражены воля и ум, способность бороться за свою жизнь. И заверения доктора в том, что он – мужчина сильный, волевой, способный в любой момент распроститься с морфием, — пустой звук!
Но дальше состояние Полякова становится все хуже и хуже, у него наступает стадия более глубокого привыкания. Он становится все более раздражительным, и все время находится в наркотическом опьянении. Как пишет сам доктор Поляков, на его работе это никак не отражается. Спустя некоторое время Сергею не хватает одного морфия, и он переходит на более тяжелый наркотик — кокаин, как он сам называет его «черт в склянке». Поляков начинает понимать всю тяжесть совершенного им поступка, но он уже не может вернуться к нормальной жизни. И тут Сергея начинают одолевать страхи, он боится, что кто-то еще узнает о его зависимости, он испытывает глубокий стыд. Эти чувства еще больше разрушают психику. Он предпринимает попытку лечения в психиатрической больнице, но не выдерживает и позорно сбегает из лечебницы в Москве, демонстрируя сознательный и свободный выбор («не лечиться!»). Этим поступком доктор Поляков окончательно обрекает себя на медленную и мучительную смерть, и этот процесс становится уже необратимым.
Симптомы распада человеческой личности страшны и убедительны:
все чаще и чаще посещает его безумие – грозный признак болезни наркоманов. Галлюцинации, нежизненные явления (старушонка с желтыми волосами и вилами в руках летит прямо на него; бледные люди в черных больничных окнах; монотонные, угрожающие голоса…) становятся его постоянными спутниками; неудержимая и постоянная рвота с икотой, длительные ее приступы, после которых он долго лежит слабый и больной;
доктор крадет морфий даже в клинике профессора и пытается впрыскивать себе в грязной уборной под крики и ругань мужчин; внешний вид доктора ужасен: он худ, бледен восковой бледностью, много потерял в весе, у него на предплечьях непрекращающиеся нарывы; фурункулы на бедрах беспощадно мучают его. Ситуация, в которой оказался доктор Поляков, безвыходная. Он обречен, он погибает, сломленный злым наркотиком. Он дошел до умопомрачительной дозы и стал рабом морфия.
Острота физических страданий и нравственных мук достигли огромных размеров. Потеряна естественная радость жизни: разрушена врачебная карьера («он лежит дома, в больницу не ходит»), произошел полнейший распад его личности (сила воли, разум отсутствуют, профессиональные знания исчезают, теплые связи со всеми людьми, даже которые его любят, стараются спасти, уничтожены, здоровье потеряно). Это действительно труп, и сам он приходит к трагическому выводу: это мученье, а не жизнь! К доктору приходит запоздалое раскаяние: он плачет по ночам, но понимает, что возврата к прежней жизни нет. Вот почему доктор Поляков принимает решение – умереть: «…позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь, такую – нет! Нельзя!».
М.А.Булгаков утверждает, что наркомания – прямая дорога к смерти.
Причина, по которой человек встает на этот путь саморазрушения, в нем самом. Никто его не заставляет, не принуждает. Герой рассказа «Морфий» быстро поддавался унынию, скуке. Поляков не старался каким-то образом разнообразить свою жизнь. Не боролся. Забыл, для чего он это место занимает. Потерял смысл жизни. Не подумал, что он нужен больным.
В жизни каждого человека есть все: взлеты, падения, успехи и неудачи.
Выбирая свой жизненный путь, каждый должен помнить, что цели, которые он перед собой ставит, должны быть благородными. Каждый из нас должен сам решить, как прожить свою жизнь, что оставить после себя: дом, дерево, книгу, детей, добрую память или пустыню, неприязнь, зло. Ведь после смерти человека жизнь продолжается в его творениях, делах, поступках.
Список литературы
1.Михаил Булгаков. Избранное. Москва. «Художественная литература». 1988. «Морфий», с. 415-442.
2.Булгаков М. А. Дневник. Письма. 1914-1940. — М., 1997. — 640 с.
3.Яблоко Е.В. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача»). — Тверь, 2002. — 103 с.
4 .Борис Соколов. Булгаков. Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — 608 с. — («Русские писатели»)
5.http://mediinfa.ru/diseases/m/morfinizm
6.http://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D1%83%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=973&noreask=1&source=wiz
7 https://jur24pro.ru/sotsialnye-programmy/narkomaniya-i-narkotiki-istoriya-proiskhozhdeniya-narkotikov-proizvodnye-narkoticheskikh-veshchestv-272778/
8. https://works.doklad.ru/view/E3s_HJBo_Ic.html
9.https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fru.wikipedia.org%2Fwiki%2F%CD%E0%F0%EA%EE%F2%E8%EA&cc_key=
10. https://www.snaiper.org.ua/chto-takoe-narkotiki.html
11.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/8a8770950cc85acf85c3068c02e0d31aea7900d0/