Автор: Мизюра Елена Николаевна
Особенности проведения комплексных мониторинговых исследований результатов технологического образования
Мизюра Е.Н.
Учитель технологии МБОУ гимназии №9 города Невинномысска
Аннотация: Статья посвящена подготовке учащихся на уроках технологии к международному исследованию функциональной грамотности.
Ключевые слова: международные исследования PISA, метапредметная грамотность, креативное мышление, читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность.
Мы живем в век научно-технической революции и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Мониторинг в образовании — это постоянное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия решений по регулированию и коррекции образовательного процесса.
В целях получения достоверных сведений об объективности результатов оценочных процедур в МБОУ гимназии №9 проводятся: оценка индивидуальных достижений обучающихся; оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников; оценка качества образовательного процесса в гимназии.
МБОУ гимназия №9 города Невинномысска участвует в подготовке учащихся к международному исследованию обучающихся PISA, к национальным исследованиям качества образования (НИКО), всероссийским проверочным работам, ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ.
Так же мы исследуем результаты школьного, муниципального и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников.
Для успешного участия в данных исследованиях необходима системная работа педагогов и учащихся.
В гимназии были изучены особенности заданий для оценки функциональной грамотности. Задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний. В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения. Вопросы излагаются простым, ясным языком, используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.
Участие в подготовке к международному исследовании функциональной грамотности школьников, способствовало позитивным изменениям практики обучения. В нашей гимназии на уроках технологии прорабатывались задания по креативному мышлению. Лично для меня было важно не просто рассматривать и решать представленные задания с учащимися, а включать такие задания в темы уроков. Разрабатывая технологические карты уроков с заданиями на креативное мышление, я увидела, как у обучающихся появилась привычка размышлять и мыслить, быть творческими личностями, умеющими действовать креативно. Креативное мышление как одна из составляющих функциональной грамотности в основе которой лежит способность к дивергентному мышлению. Как учащиеся применяют базовые знания и навыки для решения повседневных задач.
В технологических картах уроков уделяется внимание созданию свободных высказываний и текстов, выдвижение идей для создания текстов на основе рассмотрения различных стимулов, таких как фантастические иллюстрации, рисованные абстрактные картинки.
Учащимся давалась возможность выполнить рекламу своего предприятия, дела, рукоделия. Придумать самый креативный способ создания изделий от продуктов питания до товаров лёгкой промышленности. Ребята с удовольствием рекламировали своё производство и создавали бизнес-план деятельности, выполняли рекламу своего изделия. Такие уроки помогают уже в школе «примерить на себя» свою будущую деятельность и профессию. Помогают детям учиться жизненным ситуациям. На первое место выдвигаются коммуникативные качества личности, ты не сможешь создать своё дело без команды. Многие ребята представляли свои проекты, рассказывая о успешных людях нашего города и своих родителях.
Учащиеся активней проявляют интерес к изучению темы. Задания прорабатываются в парной или групповой деятельности, что помогает осознанию собственных достижений при освоении темы каждого учащегося. Моя задача мотивировать на успешный результат, стимулировать ответственность при выполнении учебного задания.
Главное в деятельности педагога научить учащихся использовать приобретённые знания для выполнения такого задания, которое учит жизненным ситуациям, создать новый продукт, выдвижение разнообразных идей. Когда обучение идёт в игровой деятельности, то лучше усваивается материал, он становиться важнее именно для каждого ученика. На таких уроках ребята учатся слышать друг друга, рассуждать. Конечно нужно было представить презентацию своей деятельности, где были задействованы и социальные сети. Обучаемые научились применять приобретенные знания и умения в ситуациях жизненного характера, самостоятельно осваивать новые знания и умения.
Развитие креативности обучающихся средствами предмета «Технология» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно, творчески решать стоящие перед ними задачи.
Данные направления педагогической деятельности помогли: Развитию познавательных способностей у всех учащихся; формированию умения учиться в течение всей жизни; повышению эффективности работы с одаренными и успешными учащимися.
Работая в данном направлении, мы пересмотрели систему проведения уроков, с учётом новых требований, что повысило интерес обучаемых к изучаемым предметам. Уроки, разработанные с учётом требований по функциональной грамотности дают возможность для самореализации и развития каждого учащегося. Конечно, задания по функциональной грамотности по технологии приходится придумывать педагогу.
Литература
https://edu.1sept.ru/courses/EM-24-215
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
https://school.kontur.ru/publications/2374