Автор: Лапина Наталья Сергеевна
УДК 373.24
BODY PERCUSSION КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Лапина Наталья Сергеевна,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Ягодка» г. Симферополь,
музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования
natali.lapina.1985@list.ru
+79788219319
Аннотация: в данной статье рассмотрены особенности развития чувства ритма на примере техники Body Percussion для детей дошкольного возраста, а также специфики восприятия музыкальной выразительности.
Ключевые слова: Body Percussion, чувство ритма, музыкальное восприятие.
Целью данной статьи является определение значения техники Body Percussion для развития у детей чувства ритма в старшем дошкольнм возрасте.
Техникой Body Percussion называют технику владения собственным телом в качестве «музыкального инструмента». Данная техника даёт возможность осознать своё тело как инструмент самовыражения, способствующий снятию физического и эмоционального напряжения, а также своеобразных «зажимов» у детей дошкольного возраста.
Музыкальный ритм и темп может являтся для детей старшего дошкольного возраста не только первостепенным, важным средством музыкальной выразительности, но и развитием их непосредственно танцевальных и артистичных способностей. Музыкальный ритм, являющийся одним из основополагающих элементов музыки, способствует освоению разнообразной музыкальной деятельности дошкольников.
Комплекс таких способностей, как восприятие, понимание, исполнение и созидание ритмической стороны музыкальных образов, можно назвать чувством музыкального ритма. В свою очередь чувство ритма предполагает под собой как эмоциональную, так и двигательную основу, что помогает объединить в единое целое, музыку, слово и движение.
Становление слуха и формирование ритмических способностей играет важную роль в методике развития речи дошкольников, что подтверждено в детской психологии и педагогике дошкольного воспитания.
Специалисты в области психологии и педагогики установили, что сниженный слух, в следствие чего, формируется восприятие ритмической структуры звуковой среды на низком уровне, что существенно замедляет формирование экспрессивной речи в дошкольном возрасте. Когда чувство ритма не развито на достаточном уровне, тогда тормозится своевременное становление развёрнутой (слитной) речи, которая может характеризоваться как невыразительная и слабо интонированная; речь дошкольника в таком случает можно определить как примитивную, с использованием коротких отрывочных высказываний. Исправить положение может простая и доступная техника – body percussion (перкуссия тела), в основе которой лежит владение своим телом как «музыкальным инструментом».
Body percussion-техника была отражена в трудах Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм». Body percussion-техника может быть использована на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет как средство развития чуства ритма и восприятия музыкального материала, изучаемого по программе ФОП ДО. На занятиях детям, в соответствии с возрастом (в игровой форме), предлагаются различные задания в данной технике, в которых движение, музыка и ритм соединяются в результате в одно целое. Техника Body Percussion, кроме развития чувства ритма, способствует проявлению у ребёнка индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Процесса обучения в данной технике вызывает у дошкольников живой интерес, они получают большое эмоционнальное и эстетическое удовольствие от результата.
Простота освоения body percussion, заключается в том, что дошкольнику понятны каждый жест, имеющий своё определенное название. Экспериментальная составляющаяя данной техники показана в работе с движениями тела, ритмические рисунки на котором исполняются на разных его частях. К примеру, топот ногами либо разноообразные притопы различной силы, или прихлопывания по коленям или шлепки одной, или двумя ладонями по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами.
Различаются несколько основных приемов работы с детьми в технике body percussion:
1. вместе (одновременно) с детьми выполняем хлопки в ладоши или удары по коленям. На этом фоне начинаем выразительно и ритмично декламировать текст стихотворения, песни.
2. затем происходит повторение «текста» по фразам, как эхо.
Соответственно, для развития чувства ритма используют речевые упражнения, ритмодекламации, вокально-двигательные разминки, музыкально-ритмические упражнения [2].
Усложжением речевой игры является декламация текста в различных «характерах» и высоты звука: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т.д. При окончательном освоении текста, который произносится воспитанниками свободно и легко, следующим этапом становится включение движений: шаги по залу «врассыпную», или по кругу, также с различными вариантами остановок / приседаний / поворотов и т.п.
Когда уже дети уверенно исполняют выученные элементы, можно экспериментировать с внедрением новых «звуковых эффектов», добавляя и другие жесты, как: растирания ладоней, поглаживания, удары по груди, разнообразные возгласы и прочие звуки и жесты, которые задействуют все части человеческого тела.
Большую роль в музыкально-ритмическом воспитании играют систематические упражнения, включающие в себя: подражательно-исполнительские упражнения, конструктивные упражнения, творческие и игровые упражнения [1].
Речевые упражнения служат развитию чувство ритма ребенка, формированию хорошей дикции, артикуляции, знакомствуь с музыкальными формами, а также является помощником дошкольнику во вхождении в мир динамических оттенков и темпового разнообразия. На музыкальных занятиях речевые игры и упражненияс включением body percussion-техники, сопровождаются набором движений, звучащими жестами, которые сочиняет преподаватель. При этом, педагог, должен учитывать, что тексты для речевых упражнений и body percussion сопровождение их, должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников и легко запоминаться детям. Для этого можно использовать образцы устного народного творчества: песенки, прибаутки, считалки, дразнилки, соответсвующие тематике.
Body percussion техника помогает буквально ощутить ритм всем телом, учит выражать свое состояние звуками и движениями собственного тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыки.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
— на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
— на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
— в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Использование техники телесной перкуссии на музыкальных занятиях, позволяет сделать образовательную деятельность яркой, интересной, динамичной, а самое главное, полезной, особенно для детей, которые имеют различные отклонения в развитии. Воспитанники с особым воодушевлением включаются в занятия, осваивая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи, песни и т.д.
У детей, занимающихся в технике body percussion наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников, что также позволяет осуществлять коррекционную деятельность детей с ОВЗ.
Таким образом, применение техники body percussion способствует и развитию чувства коллективизма, сплоченности у детей, и индивидуальности одновременно. Сопровождение звучащими жестами исполнения известных мелодий, песен, благоприятно влияет на личность дошкольников и обогащает их музыкальные впечатления.
Следовательно, освоив технику body percussion, то есть научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, и импровизируя с усвоенными знаниями и умениями воспитанники получают эффективное средство для формирования чувства ритма, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Список литературы:
1. Извозникова Т. Игровые упражнения как основа развития музыкально#ритмического чувства детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-h3-igrovye-uprazhnenija-kak-osnova#razvitija-muzykalno-ritmicheskogo-chuvstva-detei-doshkolnogo-vozrasta-h3.html/ (дата обращения: 24.04.2024).
2. Николаева Т. Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno#ritmicheskoe-vospitanie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html/ (дата обращения: 30.04.2024.
3. Шелепова Д.А. Body percussdion как средство развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста / Д. А. Шелепова // Культурные инициативы: материалы 52 Всероссийской научной конференции молодых исследователей (Челябинск, 16 апреля 2020 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2020. — С. 337-339. — [3] с.
4. Крамаренко А.С., Бичанина Т.В., Голубь М.С. Музыкально-тренинговые упражнения как средство развития ритмичности способностей у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы науки и образования. 2018. №29 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-treningovye-uprazhneniya-kak-sredstvo-razvitiya-ritmichnosti-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 29.04.2024).