Проблемы налогообложения доходов физических лиц и организаций от операций с цифровыми финансовыми активами

Автор: Богачева Софья Васильевна

Проблемы налогообложения доходов физических лиц и организаций от операций с цифровыми финансовыми активами.

Появление и развитие новых финансовых технологий, с помощью которых осуществляется обращение цифровых финансовых активов, позволило, с одной стороны, качественно преобразовать существующий международный финансовый рынок за последнее десятилетие, а с другой стороны, сформировать новый, называемый в научной литературе рынком альтернативных финансов. 

 По своей сути, цифровые финансовые активы представлены в виде криптовалют — электронных средств выражения стоимости, используемых в качестве инструмента расчетов, а также токенов — электронных знаков, выпускаемых с целью привлечения инвестиций их эмитентом. По своим экономическим функциям в зависимости от их содержания токены-активы соответствуют акциям, облигациям или производным финансовым инструментам. В то же самое время финансовым ведомством отмечается возможность сочетания одним видом токенов совокупности признаков, характерных для других видов.

С целью урегулирования новой области общественных отношений, защиты прав физических и юридических лиц, которые являются пользователями новых технологий в финансовой среде, реализации публичных интересов, законодателями отдельных государств принимаются определенные правотворческие решения в этой сфере. Стоит также отметить, что в мире сложились разные подходы к регулированию «криптоэкономики». Дискуссионным является вопрос, связанный с классификацией данных подходов. Представляется, что в настоящее время сложилось 2 основных подхода к правовому регулированию цифровых финансовых активов, определяемых соображениями финансовой политики отдельно взятых стран: разрешительный подход, предполагающий полную или частичную легализацию обращения цифровых финансовых активов с учетом особенностей конкретной правовой системы, а также запретительный подход, направленный на пресечение большинства операций с такими активами. 

В настоящее время в России происходит активное формирование института финансово-правового регулирования цифровых финансовых активов. В 2019 году были внесены поправки в Гражданский кодекс РФ, закрепившие правовой статус нового объекта гражданских прав — цифровых прав, что позволило создать основу для правового регулирования новых инструментов, используемых в гражданском обороте. В том же году был принят Федеральный закон  259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», определивший статус утилитарных токенов в качестве цифровых свидетельств — неэмиссионных бездокументарных ценных бумаг, не обладающих номинальной стоимостью, удостоверяющих утилитарные цифровые права, принадлежащие владельцу данных бумаг. С принятием Федерального закона от 31.07.2020 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что законодатель ограничил понятие цифровых финансовых активов лишь их разновидностью — токенами-активами. Вместе с тем, подобное разграничение объектов «криптоэкономики» следует поставить под сомнение, так как утилитарные токены, токены-активы и криптовалюты объединяет финансовая природа — на практике они выпускаются с целью привлечения инвестиций и (или) используются в качестве инструмента расчетов.

Выбор властями РФ разрешительного пути обуславливает необходимость тщательной проработки вопросов налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами. В то же самое время следует отметить, что, несмотря на принятые нормативно-правовые акты в этой области, определяющие гражданско-правовую природу продуктов новых финансовых технологий, порядок осуществления финансового контроля за обращением цифровых финансовых активов и и др. аспекты правового регулирования данной сферы общественных отношений, порядок налогообложения доходов от операций с цифровыми финансовыми активами остается неурегулированным.

Вместе с тем, единственным ориентиром, позволяющим субъектам экономической деятельности на настоящий момент сформировать представление об официальной позиции финансовых ведомств относительно некоторых вопросов налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами, являются информационные письма Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, которые не создают новых правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а лишь имеют разъяснительный характер для налогоплательщиков, а также доктринальные источники.

Дискуссионной остается проблема обложения таких операций НДС. В условиях действовавшего на тот момент законодательства о налогах и сборах, реализация цифровых финансовых активов облагается НДС с формальной точки зрения. На сегодняшний день законодатель квалифицировал утилитарные токены в качестве цифровых свидетельств, удостоверяющих утилитарные цифровые права, принадлежащие их владельцу. Цифровые свидетельства являются бездокументарными ценными бумагами, а значит реализация таких активов на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС в соответствии с п. 12 ч.2 ст.149 НК РФ. Федеральным законом от 31.07.2020 N 259 цифровые финансовые активы были определены в качестве цифровых прав, включающих денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. Возможно предположить, что реализация таких активов с экономической точки зрения также не должна облагаться НДС в соответствии с п. 12 ч.2 ст.149 НК, а в случае реализации цифровых прав, включающих денежные требования — в соответствии с п.15 ч.3 ст.149 НК РФ, если рассматривать реализацию таких прав в качестве осуществления операции займа в денежной форме. Представляется, что с целью исключения возможности разночтения в формулировках законодательства о налогах и сборах, в тексте ст. 149 НК РФ в качестве операции, не облагаемой НДС, с

Несмотря на то, что на настоящий момент институт правового регулирования налогообложения операций с цифровыми финансовыми активами находится в стадии своего зарождения, можно сделать вывод о том, что существующая система налогов и сборов в Российской Федерации институционально может применена к рассматриваемой сфере общественных отношений, однако очевидна необходимость внесения точечных изменений в налоговое законодательство, а также разработки ведомственных инструкций, разъясняющих порядок реализации налоговых норм на практике с целью повышения качества налогового администрирования в этой области.

1. Ёлохова И.В., Ахметова М.И., Крутова А.В., Тетенова А.В. Подходы к определению правового статуса криптовалют в ведущих странах мира // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. №1. С.201-208. URL: https ://cyberlenmka.ru/artide/n/podhody-k-opredeleniyu-pravovogo-statusa-kriptovalyut-v-veduschih-stranah-mira.

2. Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -2019.-N 31.-ст. 4418.ФЗ

3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.07.2020

 

 

           

×
×