Автор: Шатова Марина Валентиновна
«Планета Земля в опасности»
Тип занятия: комбинированное
Продолжительность: 25 минут
Цель: Формирование у детей представлений о планете, как об общем для всех царств природы – Доме; обогащать знания детей новым содержанием, которое способствует накоплению ребёнка в большом мире.
Образовательные задачи:
Обучающие:
1. Закреплять знания глобуса, географической карты.
2. Дать детям представление о том, что планета Земля сейчас в опасности.
3. Уточнить, какой вред, и какую пользу приносят люди планете.
Развивающие:
1. Закреплять название предприятия г. Новомосковска, уметь выкладывать их из геометрических фигур, используя предметы-заменители.
2. Развивать воображение.
3. Закреплять навыки рисования с натуры, выделяя на рисунке: горы, равнины, море -цветом.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и к друг другу.
2. Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.
Методическое обеспечение:
Материально-техническая база: глобус, плакат SOS, географическая карта, указка, проектор.
Дидактическое обеспечение: плакаты с видом химическими предприятиями г. Новомосковска Тульской обл., конверты с геометрическими фигурами; лист бумаги, цветные карандаши.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Формы организации учебного процесса: групповая, индивидуальная
Форма организации деятельности детей: фронтальное
Виды деятельности: игровой, коммуникативный, продуктивный, двигательный, познавательно-исследовательский
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационные, развивающие.
Предварительная работа: Рассматривание глобуса, карты. Чтение познавательной литературы по экологии. Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми о домашних и диких животных, о перелетных и зимующих птицах, о свойствах воды и воздуха. Просмотр видеофильмов о планете, о солнечной системе, о видах загрязнения окружающей среды. Рассматривание схемы живой и неживой природы. Рисование экологических знаков.
Словарная работа: активизация словаря: планета, глобус, опасность, загрязнение воды и воздуха, воздух какой: прозрачный, невидимый, чистый, звук проводимый; движение воздуха, экологические знаки.
Ход ООД:
1. Игровой – приход Незнайки ( приносит с собой глобус и не знает, что это такое)
— Что у меня в руках? (Глобус)
— Что такое глобус? (Макет нашей планеты Земля, в уменьшенном размере).
Воспитатель: А сколько всего в мире планет? (Девять)
Воспитатель: Назовите их пожалуйста? (Земля, Уран, Юпитер, Винера, Марс, Меркурий, Сатурн, Нептун, Солнце)
Воспитатель: Молодцы ребята.
(Звучит музыка, показываются слайды природы)
Воспитатель повествует:
— Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет, которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери, и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на Земле!
Вопросы: Какие есть полюса? Где они находятся? Кто там живёт? Какие цвета, что обозначают? Коричневый? Оранжевый, Жёлтый? Зелёный? Синий? Голубой? Белый? Какими цветами обозначены моря, реки? Что обозначает «белая шапка» внизу? Вверху? А что за полоса делит наш земной шар пополам? (Экватор) Какие звери живут на Севере? На Юге?
Психогимнастика «Куда бы ты хотел(а)бы попасть?» ( в горы, на море, в лес, на Северный полюс, в жаркие страны и т. д.) Дети должны отгадать.
2. Задание: что на глобусе обозначают чёрные точки: одни больше, другие меньше? Где находится Россия? Москва? Тула? Новомосковск? Наша земля в опасности? На ней много больных мест? (слайды) Почему? Как вы думаете? Почему предприятия приносят вред? (Загрязняется воздух) Как он загрязняется? Что ещё загрязняется?( реки, озёра, моря, океаны) как? Что происходит с природой, Как мы можем помочь природе?
Логоритмика «Солнечный круг»
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
3. Задание: разделится на две команды и провести игру «Польза-вред»
Одна команда называет, как могут люди помочь природе; другая, как навредить.
Гимнастика для глаз «Бабочка» (укрепление мышц глаз)
Над цветком цветок летает… И порхает, и порхает…
(Дети прослеживают взглядом без поворота головы «полёт» бабочки от «цветка к цветку» с использованием зрительного тренажёра. Траекторию, по которой должен двигаться взгляд, показывает бабочка на палочке. На конце каждого «цветка» (стрелки) бабочка останавливается, и глаза отдыхают. По форме траектория движения может быть разной)
4. Задание: назвать предприятия г. Новомосковска и выложиь их символами из геометрических фигур.
Вопросы: Какие предприятия имеются в нашем городе? (Кирпичный завод, Хлебокомбинат, Мелькомбинат, Кондитерская фабрика, Мясокомбинат, Комбинат молочных продуктов, Птицефабрика, ГРЭС, Еврохим, Аэрозоль) Чем обозначали предприятия? (геометрическими фигурами) Каким символов выложил Птицеферму? Сколько всего выложил символов? (10)
Пальчиковый игроренинг «Моя страна»
Посмотрю на карту я:
(вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля.
(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,
(крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя!
(прикладывают руки к груди)