ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ Команды бегают по этапам и за определенное время называют как можно больше × Цветов. × Песен из мультиков. × Болезней. × Танцев. × Видов спорта. × Пар типа: бабочка – цветок, корова – луг, птица – небо и т.д. × Картин. «Девичья память» По одному игроку из каждой команды становятся друг от друга на расстоянии одного шага. Еще по одному игроку получают карточку со словами, которые им необходимо будет прочитать. На всех карточках написаны одинаковые слова, но в разном порядке. Игроки, у которых в руках карточки начинают ходить между стоящими игроками и вслух читать слова (необходимо три раза прочитать все слова из карточки). Как только они закончили читать, карточки у них забираются, а стоящим игрокам раздаются чистые листы с ручками, их задача написать как можно больше услышанных слов. «Новые слова» Командам необходимо убрать из каждого слова по одной букве. Она может находиться в начале слова, в конце или в середине. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово. Запиши его. Пример слов: искра (икра), полк (пол), склон (слон), экран (кран), беда (еда), спрут (прут), краска (каска), уксус (укус), лампа (лапа),учебник (ученик). Вариант: аналогичное задание: предоставляются названия сказок, где изменена всего одна буква. Участникам предстоит найти эти буквы и восстановить подлинные названия сказок. v Гули-лебеди (Гуси-лебеди) v Кепка (Репка) v Лиса и мак (Лиса и рак) v Мурочка Ряба (Курочка Ряба) v Золотая рубка (Золотая рыбка) v Тихо одноглазое (Лихо одноглазое) v Шар птица (Жар птица) v Пол и семеро козлят (Волк и семеро козлят) v Кособок (Колобок) v Двери в яме (Звери в яме) v Иван – солдатский сон (Иван – солдатский сын) v Кот и киса (Кот и лиса) «Повар» Из команды выбираются два участника, которые могут совещаться и им предлагается набор карточек, на которых написаны (или нарисованы) названия разных продуктов, необходимых для приготовления блюда. Например, для того, чтобы приготовить борщ, необходимы: вода, соль, свекла, помидоры, лук, картошка, капуста, мясо; также добавляется 1 — 3 карточки, не имеющие отношения к данному блюду: сахар, огурцы, кабачки. Игрокам дается минута времени для разделения карточек на две части –какие продукты нужны для приготовления и какие лишние. Выигрывает команда, которая быстрее и более правильно разложит карточки. При желании можно использовать настоящие продукты. «Аббревиатура» Аббревиатура – это сокращение длинного словосочетания до первых букв. Придумайте, как можно расшифровать слова: v РОМБ; v БАЛДА; v КРЯЖ; v КРУГ; v БРЕВНО; v РУКА. «Угадай-ка» Командам раздаются карточки, в которых написаны задания. Необходимо составить слова. × Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове «книжка», а окончание в слове «вода». Что это? (расписка). × Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», а окончание в слове «рыба». Что это? (завязка). × Его корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», а окончание в слове «ученики». Что это? (подснежники). × Его корень в слове «лесной», приставка в слове «проделка», суффикс в слове «песенка», а окончание в слове «дети». Что это? (пролески). × Его корень в слове «лесник», приставка в слове «перевязка», суффикс в слове «дубок», а окончание в слове «школьник». Что это? (перелесок). × Его корень в слове «ливень», приставка в слове «подарок», суффикс в слове «футболка», а окончание в слове «звезда». Что это? (поливка). «Другими словами» Любую фразу в русском языке можно сказать другими словами. Попробуйте сказать по-другому, не повторив ни одного слова, но сохраняя смысл следующие фразы: v муха села на варенье; v на столе стоит стакан; v воробей влетел в окно; v шел отряд по берегу. «Самый внимательный» Командам и зрителям демонстрируется большая картина (любая). Команды предупреждают, чтобы они рассмотрели ее внимательно. После этого картина отворачивается и командам по очереди задаются вопросы (3 – 4) по сюжету (типа «Сколько ступенек было на лестнице?», «Какого цвета рубашка у мальчика?», «Где лежит мячик?» и т.п.). Если текущая команда ответить не может, ответ спрашивается у другой команды. В конце конкурса картина поворачивается обратно, и все ответы объясняются, правильные ответы подсчитываются. «В алфавитном порядке» Ведущий произносит короткое слово, например, ручка. Все команды пытаются побыстрее в уме представить буквы этого слова в алфавитном порядке. «Меморина» Для этого конкурса заготавливают шестнадцать карточек с попарно одинаковыми картинками. Одна команда открывает одну карточку, затем другую. Если они совпали – следующую, если нет, то эта пара закрывается и ход переходит к другой команде. Выигрывает та команда, которая открыла больше пар. «Слоны» Командам необходимо определить сколько слонов спряталось в стихотворении: Слонялся долго в джунглях слон, Ломая зарослей заслон. Бедняжка утомился, И к пальме прислонился. (4) «Посчитай» Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат. Выигрывает более точная и быстрая команда. «Парный турнир» Командам предлагается вспомнить и назвать литературные пары (кто больше), например: Дон-Кихот и Санчо Панса; Робинзон и Пятница; Винни-Пух и Пятачок; Дюймовочка и Эльф; Кот Базилио и Лиса Алиса; Бобчинский и Добчинский; Наташа Ростова и Пьер Безухов; Малыш и Карлсон и т.д. Аукцион Весь отряд или часть отряда разбивается от трех до шести групп. Группы должны иметь равные составы. Поготовку к этому мероприятию нужно провести заранее. Правила игры: Каждая из групп должна к этому мероприятию подготовитьот одного до трех предметов (это зависит от количества групп, чтобы мероприятие не затянулось, но и не было слишком коротким). Примеры: предметы могут быть любыми полевой цветок; кисточка; ведро; и т.д. Каждая из команд по очереди выставляет на аукцион свой предмет. Командам дается по три минуты на обсуждение этого предмета т.е. они собирают всю информацию об этом предмете. Пример: На аукцион выставлен башмак, что о нем можно сказать? Башмак черного цвета, 37-го размера, ботинки бывают мужские и женские, верх ботинка может быть сделан из кожи, кожзаменителя, замши, ботинки такого-то вида появились тогда-то и тогда-то и т.к. По истечении 3 минут по кругу каждой команде предоставляется по 20 секунд, за которые надо как можно больше рассказать об этом предмете. Пока не начнут повторяться. Если команда не может сказать о предмете ничего нового — она вылетает. Оставшаяся одна команда как победитель получает этот предмет. Справедливости ради каждой из команд предоставляется по очереди слово сказать о предмете первой. Рекомендую всегда начинать обсуждение с команды, которая идет сразу же за командой предоставившей этот предмет на аукцион. Внимание: перед проведением мероприятия, дети не только должны подготовить предметы, но и заранее собрать о своих предметах как можно больше информации. Выигрывает команда, которая «купила» больше всех предметов. Иногда возникает ситуация, когда все команды набирают одинаковое количество предметов. В этом случае у ведущего должен быть заготовлен свой предмет, который он выставит на аукцион. Этот предмет и выявит победителя.

Автор: Вьюгова Карина Михайловна и Терехина Василина Олеговна

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вьюгова Карина студентка Колледжа олимпийского резерва Пермского края

Терехина Василина студентка Колледжа олимпийского резерва Пермского края

Аннотация.

Данный эксперимент направлен на выявление уровня школьной мотивации учащихся старшего школьного возраста.

Ключевые слова: учебный процесс, дети старшего школьного возраста.

Вопрос о мотивации учения в современной школе является главным, ведь мотив — источник деятельности, выполняющий смыслообразующую функцию. Мотивация влияет на продуктивность учебного процесса, определяя успешность учебной деятельности.

Процитируем древнюю мудрость, которая применительна к школе: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Также, мы можем усадить школьников за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации учащийся не будет получать новые знания.  Это будет видимость учебной деятельности.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, находящая выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Мотивационная основа учебной деятельности учащегося состоит из следующих компонентов:

• сосредоточение внимания на учебной ситуации

• осознание смысла предстоящей деятельности

• осознанный выбор мотива

• целеполагание

• стремление к цели (осуществление учебных действий)

• стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий)

• самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Преподаватель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации, если знает тип мотивации. Обучение будет успешным, если школьник его принимает внутренне, если потребности, мотивы, интересы опираются на него.

Деятельность без мотива не осуществляется, либо оказывается неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, прилагаемых учащимся в своей учебе. В связи с этим, необходимо, чтобы процесс обучения вызывал у школьника интенсивное и внутреннее побуждение напряженному умственному труду. Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина, М. В.Матюхина, В. Э. Мильман, А. К. Маркова называют проблему мотивации учения школьников центральной в педагогике и педагогической психологии.

В результате анкетирования «Оценка школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, было установлено, что большинство (49%) учащихся имеют низкий уровень развития школьной мотивации. Эти учащиеся предпочитают пропускать занятия, находя для этого различные причины. На занятиях они отвлекаются от учебного процесса, испытывают затруднения в учебной деятельности. По данным психологической диагностики эти дети в настоящий момент находятся в ситуации неустойчивой адаптации к школе. В общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем они испытывают проблемы. В отдельных случаях такие дети способны проявлять агрессию, отказываться от выполнения задания.

Высокий уровень школьной мотивации имеют 39% учащихся. У таких учащихся есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все требования, предъявляемые школой. Учащиеся стараются чётко следовать указаниям учителя; они ответственны, переживают, получив неудовлетворительные оценки.

Средний уровень развития школьной мотивации имеют 12% учащихся. Школьников этой группы школа привлекает в основном внеучебной деятельностью. Такие учащиеся комфортно чувствуют себя в школе, но зачастую посещают школьные занятия для общения с одноклассниками или с преподавателем. Им нравится чувствовать себя учениками. Познавательные мотивы у учащихся со средним уровнем развития школьной мотивации в меньшей степени сформированы, и учебный процесс их зачастую мало привлекает.

Для работы по формированию мотивов учения необходимо наличие трёх блоков, имеющих набор компонентов и взаимосвязей и представляющих свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно целевой, познавательный). Была составлена схема «Блоки по формированию мотивов учения». Каждый из блоков рассматривается с позиции получаемого результата, выступающего основанием для использования в других блоках. Рассмотрим более подробно познавательный блок.

 

 

Рис.1. Схема «Блоки по формированию мотивов учения»

 

Познавательный блок нацелен на формирование учебной деятельности, характеризующейся умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Реализуется эта задача следующими приёмами:

1) вовлечение учащихся в коллективную деятельность, посредством организации групповой работы, игровые и соревновательные формы, взаимопроверки, коллективного поиска решения проблемы, приёма «метод проб и ошибок», оказания младшими школьниками взаимопомощи;

2) необычная форма подачи учебного материала; эмоциональный блок мотивационно- целевой блок познавательный блок Блоки по формированию мотивов учения

3) создание проблемной ситуации, посредством анализа, сравнения учебных объектов, организации обучения от учащихся, создания ситуации дефицита знаний, установления противоречий;

4) взаимодействие на уроке, посредством совместного решения проблемы и разрешения противоречий, эвристической беседы, учебной дискуссии, выделения существенных признаков предметов, классификации, обобщения, моделирования;

5) привлечение школьников к оценочной деятельности, посредством организации рефлексии, использования рефлексивных линеек, отзыва учащихся об ответе других, оценки промежуточных достижений;

6) активизация деятельности, посредством оценки, словесного поощрения, выставки лучших работ, усложнения заданий.

С целью повышения мотивации учащихся к учебной деятельности, была разработана система занятий. В эту систему включили внеклассную работу по предмету, предметные викторины, предметные олимпиады, групповые занятия по работе с одаренными детьми. Приведем примеры часто используемых приемов повышения мотивации учащихся.

Приём “Удивляй”. В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Литература

1.Ивакина Галина Назывовна, зам. директора по УВР, учитель начальных классов «Мотивация школьников к учению»

2.Сероус Константин Владимирович «Мотивация обучения школьника в современной школе»

3.Интернет-ресурс http://motivaciyarebenka/teoria-po-motivacii/formirovanie-motivacii «Формирование мотивации учения школьников» 4.Интернет-ресурс http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/2013/09/28/lichnostno-orientirovannyy-podkhod Смирнова Елена Васильевна «ёЛичностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у школьников»

×
×