Конспект коррекционного занятия учителя дефектолога по разделу: «Развитие зрительного восприятия» для детей с нарушением зрения

Автор: Зубаирова Римма Фаридовна

Конспект коррекционного занятия

учителя-дефектолога (тифлопедагога)

по разделу: «Развитие зрительного восприятия»

для детей с нарушением зрения

Тема: «Геометрические фигуры»

Форма проведения: подгрупповое

Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Продолжать учить отгадывать загадки, развивать образное мышление ребенка.

Использовать полисенсорный принцип в коррекционной работе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:

Закрепить представление детей  о геометрических фигурах
— продолжать учить оперировать пространственными представлениями (справа, слева, внизу, вверху…)

— уточнять и расширять словарный запас по теме
Коррекционно-развивающие:
— развивать зрительное восприятие при составлении картинки из геометрических фигур

— развивать осязательную и мелкую моторику
— развивать  полисенсорную систему и тактильное восприятие

— развивать зрительное внимание, память и мышление

— развивать  активную связную  речь детей, правильно употреблять в речи пространственные термины: справа, слева

учить рисовать на манке (манкография)
Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать усидчивость и познавательный интерес к занятию

— развивать простейшие навыки самоконтроля
Оборудование и материалы:

Демонстрационный материал: геометрические фигуры плоские и объемные, «волшебный мешочек»

Раздаточный материал: геометрические фигуры, коробочки с манкой, Продолжительность занятия — 20 минут.
Методические приемы:

Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: манкография – рисование на манке, физ. минутка, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз.
Игровые: создание игровой ситуации.

Организационный момент

Ребята послушайте загадку:

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?…(Весной)

Что же весной светит и греет? …(Солнце)

А давайте найдем фигуру похожую на солнце… (шар)

1.     Игра: Чудесный мешочек

Дети на ощупь называют объемные геометрические фигуры

(Шар, куб, цилиндр, конус, эллипсоид, параллелепипед).

Игра «Фигуры и предметы»

Какие предметы похожи по форме:

шар – колобок, мяч, солнце, глобус, апельсин, яблоко, арбуз, луна…;

куб – тумбочка, телевизор, торт, кубик…;

цилиндр – пенек, катушка ниток, барабан, стакан, батарейка…;

конус – морковка, ёлка, колокольчик, пирамидка, мороженое рожок…;

эллипсоид – яйцо, шарик, дыня…;

параллелепипед —  сундук, чемодан, фотоаппарат, книга, шкаф…      

2. Манкография

Дефектолог:  А теперь послушайте загадки, а отгадки нарисуйте пальчиком на манке (перед детьми на столах коробочки с манкой)

Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!… Дети рисуют отгадку на манке (круг), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру- круг

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность — 
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….   Дети рисуют отгадку на манке (овал), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру- овал

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня…  Дети рисуют отгадку на манке (квадрат), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру-квадрат

Растянули мы квадрат
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат…   Дети рисуют отгадку на манке (прямоугольник), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру- прямоугольник

На фигуру посмотри
И на манке начерти 
Три угла, три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый…  Дети рисуют отгадку на манке (треугольник), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру- треугольник

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? …  Дети рисуют отгадку на манке (ромб), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру- ромб

На магнитной доске геометрические фигуры: квадрат-прямоугольник-ромб-треугольник-круг-овал

 Как мы можем назвать одним словом эти фигуры?… (плоские геометрические фигуры)

3. Гимнастика для глаз

1. Исходное положение (и. п.) — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—6 раз.

2. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.

3. И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.

4. И. п. — сидя, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.

4. Игра: «4 лишний» 

квадрат-прямоугольник-ромб-треугольник

красный круг-желтый круг-зеленый овал-синий круг

5.     Игра «Составь квадрат» (из треугольников)

На столах у детей лежат геометрические фигуры (треугольники), из которых ребята составляют квадраты

6.     Физкультминутка  (расскажи стихи руками)

«Весна»  Г.Ладонщикова

Отшумела злая вьюга, —  круговые движения рук, согнутых в локтях,

Стала ночь короче дня – руки в стороны, затем постепенно соединяются

Теплый ветер дует с юга, — взмахи ладонями около лица

Капли падают, звеня. – взмахи ладонями сверху-вниз

Солнце, землю нагревая, — руки поднять вверх

Гонит с нашей горки лед. – взмахи рук слева-направо

Тает баба снеговая – поднять руки вверх, соединив их над головой,

                                    постепенно приседая

И ручьями слезы льет. —  взмахи рук к лицу, затем вниз

6.  Итог занятия

 

×
×