Автор: Дрягина Ирина Александровна
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Дрягина Ирина Александровна, студентка 303 группы, специальность 44. 02. 02. «Преподавание в начальных классах», НТПК №1.
Аннотация: статья посвящена проектной деятельности как условие развития патриотизма у младших школьников. В данной статье будет раскрыта актуальность и проблема. Также будут раскрыты причины в современном обществе развития патриотизма молодого поколения и значимость развития патриотических чувств младшего школьного возраста.
Ключевые слова: проектная деятельность, патриотическое воспитание, младшие школьники, условие развития патриотизма, паспорт проекта.
Развитие патриотизма подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под развитием патриотизма понимается постепенное и неуклонное становление у учащихся любви к своей Родине.
Актуальность и выявленное противоречие позволило сформулировать проблему: может ли организация проектной деятельности способствовать развития патриотизма у младших школьников?
Таким образом, тема курсовой работы: «Проектная деятельность как условие развития патриотизма у младших школьников» актуальна.
Теоретическими основами исследования являются важнейшие теоретические положения о патриотическом воспитании и теория обучения методом проектов, организации проектной деятельности (Л.В. Байбародова, Н.Ю. Пахомова, В.В. Давыдова).
Существует несколько видов патриотизма.
1. Племенной, т.е. возникший, еще при образовании древних племен, мировоззрение которых определялось вождём или старостой.
2. Региональный, понятие патриотизма привязывается не только к стране, но и к областям и регионам:
— полисный, т.е. возникший в древней Греции, патриотизм одного города мог противоречить направлению патриотизма другого полиса и государства в целом;
— имперский, возникший в древней Греции, при объединении полисов в одно единое государство, направление определялось сенатом (совет правителей, философов, знати и ученых, который определял направление политики государства).
3. Христианский. Основой данного патриотизма являются христианские ценности. Общие ценности преобладают над личными, а также духовные над материальными.
4.Государственный, т.е. объектом такого патриотизма является государство, а граждане идентифицируют себя как подданные.
5.Гражданский. Объектом такого патриотизма является народ, населяющий государство, появляется дух революции и изменения, идет учет общественного мнения.
6. Национальный. Объектом является народ, но методы характеризует культура, выражающая общественное мнение и интересы.
Патриотизм как социальное явление – цементирующая база существования и становления любой нации и государства. В патриотизме гармонически сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Изначально патриотизм появился как чувство самосохранения человека, сохранения своей семьи, стремление отстоять сородичей, свое место проживания, собственную землю. Позднее в сознании человека складывается чувство гордости и привычки к родной земле, на которой родился и вырос. Патриотизм – это социальное чувство, любовь к Родине, гордость за родную землю, готовность ее оборонять. Это отношение к родному Отечеству складывается исторически, в процессе сотворения и закрепления единства страны[7].
Патриотизм – это особая направленность самореализации и общественного поведения людей, аспектами для которых считаются приверженность и служение Отечеству, обеспечение единства и суверенитета государства, ее государственная защищенность, устойчивое становление, ответственность и долг [9].
Таблица 1.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта |
«Наследники Победы» |
Цель проекта |
Создание условий для развития у обучающихся чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный народами нашей страны. |
Задачи проекта |
1. Формировать представление об истории ВОВ. 2. Пробуждать интерес к прошлому нашего города, области, страны. 3. Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами – героями. 4. Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны. 5. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас. 6. Развивать чувство коллективизма. 7. Воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну, любовь и заботливое отношение к старшему поколению. бережное отношение к семейным фотографиям и наградам. |
Участники проекта |
Учащиеся 2 «…» класса, родители учащихся, классный руководитель. |
Сроки реализации проекта |
01.01.2022 — 01.06.2023
|
Вид проекта |
Познавательный, социально – значимый, творческий, информационный. |
Виды детской деятельности |
Коммуникативная, изобразительная, познавательно – исследовательская, двигательная. |
Гипотеза проекта |
Детство – прекрасная пора, когда в каждом из нас формируется целостная личность с собственными принципами и взглядами на мир. Обучающиеся учатся жить в сложном и непонятном мире, а помогают им в этом, родители, учителя. То, чему мы учим обучающихся сегодня, составит картину нашего будущего. Приходит поколение людей, которое, к огромному сожалению, станет последним поколением, успевшим увидеть ветеранов Великой Отечественной войны. Пройдут годы, и все больше людей станет забывать своих героев, станет забывать подвиг солдат. И не только солдат, подвиг каждого героя, которого коснулось страшное горе под названием «война». |
Актуальность проекта |
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Создание проекта «Наследники Победы!» направлено на работу по воспитанию у младших школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию Дня Победы. |
Этапы реализации проекта |
I этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный) — разработка проекта, определение гипотезы и проблемы проекта; — постановка цели и задач; — определение основных форм работы; — сбор информации, литературы, дополнительных материалов; — работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; II этап: Основной (практический) — реализация проекта. III этап: Заключительный (обобщающий) — — экскурсия к памятнику, возложение цветов павшим героям ВОВ, защита проекта в школе. |
Проблема проекта: |
Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне и патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. |
Основные формы реализации проекта |
Беседы; просмотр презентаций и видеороликов о войне; мини-выставки; составление рассказов; консультации для родителей. |
Ожидаемые результаты |
1. Создание условий для формирования у детей качеств гражданина и патриота, социально-значимых ценностных ориентиров и нравственных категорий. 2. Создание условий для приобретения детьми опыта организационных и коммуникативных навыков, творческих способностей. 3. Расширение знаний детей о Великой Отечественной войне. 4. Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла, бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям. 5. Обновление и обогащение методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. |
Продукт проекта |
Библиографический список
1. Башмакова, С. Н. Патриотическое воспитание младшего школьника / С. Н. Башмакова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8369/ (дата обращения: 05.04.2023)
2. Болдина, К. С. Как воспитывать патриотизм у школьников? / К. С. Болдина / Воспитание школьников. – 2000. – № 3. – С. 23–25.
3. Большой толковый словарь русского языка / [гл. ред. С. А. Кузнецов]. — Санкт-Петербург : Норинт; Москва : Рипол классик, 2008. – 1534.
4. Большой толковый словарь русского языка : современная редакция / Д. Н. Ушаков. — Москва : Дом Славянской кн., 2008. – 959.
5. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Минск: Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [ПереводЛ.А.Лашкевич; Источник: DavidJaques. SupervisingProjects / SEDAFurtherInductionPackII. – 1992, April. – P. 6—35.]