Автор: Лукина Анастасия Анатольевна
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
По теме: «Знатоки сказок»
Возраст детей 4-5 лет
Цель: формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость.
Задачи:
— обобщать и систематизировать понятия детей о сказке, как литературном жанре.
— развивать умение использовать знание сказок в новой ситуации, развивать мышление, воображение, память, быстроту реакции, объяснительную речь, внимание.
— уметь различать волшебные сказки, знать их особенности, авторов. Уметь узнавать сказку по отрывку, знать сказки разных народов.
— развивать устную речь, способствовать активному использованию детьми в процессе занятия собственного литературного опыта.
— воспитывать положительные нравственные качества у детей средствами литературных произведений.
Оборудование: игровой стол, волчок, вопросы в конвертах, чёрный ящик, 2 фломастера, 2 листа бумаги, 2 мольберта, мыло, золотое яичко, игла (картинка, стрела (картинка,шарики, картинка Совы.
Ход игры Слайд 1
Ведущая :«Здравствуйте уважаемые гости, болельщики и участники игры!»
Мы рады приветствовать вас в нашем элитарном клубе «Что? Где? Когда?»!
В этом зале всегда проходят праздники наши дети выступают, читают стихи, поют песни. Сегодня мы с вами собрались на необычный праздник-праздник ума, смекалки, находчивости, соревнования и взаимопомощи.
Сегодня против команды воспитателей играет две команды знатоков.
Наша игра будет сегодня посвящена сказкам!
Сказки гуляют по свету,
Ночь, запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах.
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы
Вмиг Сивка- Бурка приснится.
Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? (Ответы детей).
Когда-то. очень давно, наиболее талантливые люди из народа придумывали сказки и рассказывали их своим детям. Их дети рассказывали их своим детям, таким образом сказки передавались из уст в уста. и даже из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Мы рады приветствовать вас, дорогие участники игры, зрители и гости! Игра наша называется «Что? Где? Когда?». Дети покажут свои знания и умения в различных областях. В игре участвуют две команды. (названия команд дети придумывают сами)
Ведущий. Мы познакомились с командами знатоков, а сейчас я представляю вам еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придется сегодня принимать непростые, очень важные решения. (Представление жюри). За всей игрой будет следить Мудрая Сова.
Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На каждом конверте написана цифра, она указывает номер вопроса, на какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем и читаем задание. Капитаны команд по-очереди подходят к игровому столу с волчком.
За каждый правильный ответ команда получает шарик, та команда у которой больше всего шариков окажется в конце игры станет победительницей.
Сектор БЛИЦ
(для 1-команды)
Кто съел колобка?Ответ: Лиса.
Кто разломал теремок?Ответ: Медведь.
Кто прогнал лису из дома в сказке «Заюшкина избушка»?Ответ: Петушок.
Кто обхитрил волка в сказке «Волк и семеро козлят»?Ответ: Коза.
Кто вез лису в сказке «Лисичка-сестричка и волк»?Ответ: Волк.
(для 2-команды)
Животное по имени Жучка в сказке «Репка».Ответ: Собака.
Кто первый нашел теремок?Ответ: Мышка-норушка.
Скажите, какого героя провели на пирожках?Ответ: Медведя из сказки «Маша и медведь».
Кто тянул репку последним?Ответ: Мышка.
Кто в русских сказках имеет отчество Патрикеевна?Ответ: Лиса.
Конверт №1:
Вопросы для 1-команды:
1. Кто разрушил теремок? (Медведь)
2. На каком транспорте любил ездить Емеля? (На печи)
3. Куда нельзя садится медведю? (На пенек)
4. Назовите сказку в которой один герой грозит другому «Как выскочу как выпрыгну»? («Заюшкина избушка»)
5. Девушка с рыбьим хвостом? (Русалочка).
Вопросы для 2-команды:
1. Что рукодельница уронила в колодец? (веретено)
2. Где жил джин 1000 лет? (лампа)
3. Какой музыкальный инструмент был у свинопаса? (флейта)
4. Героиня, какой сказки в награду получила кусок льда? («Морозко»).
5. Деревянный мальчик? (Буратино).
Конверт №2:
«Сказочные загадки».
(для 1-команды)
• Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь
Название этой сказки, чтоб вовремя успеть (Маша и медведь) .
• Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз,
Кто-то страшный встретится на её пути.
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь? (Красная Шапочка)
• Столяр Джузеппе-Сизый Нос полено как-то в дом принёс.
Он начал что-то мастерить, полено стало говорить.
Кто в том полене говорил? Кого Джузеппе мастерил? (Буратино)
(для 2-команды)
• Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь (Золушка).
• Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)
• Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю(«По щучьему велению»)
Конверт №3:
«Сказочные телеграммы»
(для 1-команды)
• “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)
• “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)
• “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)
• “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)
(для 2-команды)
• “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)
• “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
• “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)
• “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)
Конверт №4:
“Юный художник”
. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать,узнаете из загадки:
На сметане мешан, на окошке стужён
Круглый бок, румяный бок
Покатился …. (колобок)
Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – ножки, 3 участник – ручки, 4 участник – глазки, 5 участник – ротик, 6 участник – дорожку, по которой бежит колобок.
(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)
«Черный ящик»
1. С помощью этого предмета можно смастерить самые
замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла)
2. С помощью предмета, который находится здесь, главный герой
сказки нашел счастье – мудрую жену, которая была заколдована.
(Стрела)
3. Здесь находится вещь, которая вцепилась в волосы и кусала,
как оса. (Мыло)
4. Этот предмет очень крепкий, разбить его можно только хвостиком! (яичко)
-Какие же вы молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете сказки, которые сочинил наш русский народ, сказки, которые передаются от поколения к поколению, от бабушек к внукам, вы уже и сами можете сочинять свои сказки, и может быть ваши сказки тоже станут достоянием народа и их будут рассказывать маленьким детям.
Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч.