Автор: Воронина Елена Михайловна
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье исследуются проблемы инклюзивного образования детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью разработки технологий обучения детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Материалы статьи могут быть полезными для студентов высших учебных заведений при изучении инклюзивного образования, а также для педагогов при организации обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми возможностями здоровья, дошкольники, тяжелые нарушения речи, ограниченные возможности здоровья, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Система инклюзивного образования уже успела затронуть многие учебные заведения: высшие, средние, дошкольные и школьные. Инклюзивным образованием охвачены разные категории людей: взрослые, дети младшего дошкольного возраста, подростки, лица с ОВЗ. К одной из таких групп относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Эта категория детей с сохранным слухом и первично сохранным интеллектом, которые из-за сложных нарушений в речевом и соответственно психическом развитии не имеют возможности жить полноценной жизнью. К тяжелым речевым нарушениям относятся такие, при которых страдает экспрессивная (внешняя) речь, в результате чего затруднены контакты ребенка с окружающим миром. Дети могут понимать обращенную к ним речь, но выразить ее не в состоянии. Такими речевыми нарушениями являются: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия.
В России до недавнего времени помощь детям с ТНР оказывалась в специальных коррекционных школах V вида, специализированных детских садах, имеющих логопедические группы и на логопунктах. В специальных коррекционных школах и детских садах образцовой, правильной речью владеют только учителя, педагоги, логопеды. Коррекционная работа в большей степени проводится только во время учебных занятий, остальное время дети общаются друг с другом и у них отсутствует контроль за речью. Отсюда можно сделать вывод о том, что необходимо включение детей с речевыми нарушениями в среду с нормально развивающимися детьми, в общеобразовательные школы.
На сегодняшний день приняты попытки инклюзивного образования детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Анализ сложившейся ситуации поможет определить основные направления работы, выявить положительную направленность такого обучения, необходимость дальнейшего учета в разработке педагогических технологий обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования.
В настоящее время внимание исследователей сосредоточено на среднем и высшем образовании детей с ОВЗ. Однако, возможности, упущенные в младшем возрасте, представляют значимую проблему в старшем возрасте, поскольку развитие психических процессов замедляется, компенсаторные и адаптационные возможности организма ослабевают. Дошкольный и младший школьный возраст – наилучший период для коррекции психических функций. Поэтому инклюзивное образование младших школьников является первой, наиважнейшей ступенью в развитии детей и в коррекции имеющихся нарушений, поскольку составляет основу дальнейшей жизни и деятельности ребенка с ОВЗ. Правильно организованный процесс школьной образовательной инклюзии значительно уменьшит процент детей со сложными отклонениями в развитии, в том числе с тяжелыми нарушениями речи.
Такие исследователи, как Л. В. Лопатина, Н. В. Нищева, и др. считают, что инклюзивное образование младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи возможно при наличии специальной адаптированной общеобразовательной программы (АООП). Реализация данной программы обеспечивает максимальную коррекцию нарушений развития и полноценную социальную адаптацию детей с ОВЗ. В процессе воспитания и обучения по данной программе используются стандартные формы организации занятий разными специалистами: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, согласованные с родителями. Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Рассматривая различные подходы к обучению детей младшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования, можно сказать, что оно мало изучено и недостаточно разработано на сегодняшний день, хотя проведена значительная работа, но единая, четко построенная система инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ пока еще не сформировалась. Развитие инклюзии является одним из основных направлений модернизации системы образования. Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Литература
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. Под. ред. проф. Л. В Лопатиной. — СПб., 2014. — 448 с.
2. Ахметзянова А.И. Организация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Казанском федеральном университете // Образование и саморазвитие. — 2014. — № 2 (40). — С. 208-212.
3. Кириллова Е. А. Психолого-педагогические аспекты обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной педагогической науки: Материалы Международной научно-образовательной конференции (18-19 декабря 2014 г.): Сборник научных трудов / Под общ. ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова. – Казань: ТРИ «Школа», 2014. – с.355-358
4.Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / [Л. С. Волкова и др.]; под ред. Л. С. Волковой.—Изд. 5-е, перераб. и доп..—Москва: ВЛАДОС, 2008.—703 с.