Автор: Новикова Полина Вячеславовна, Маликова Елизавета Алексеевна
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация: В статье представлен анализ функционирования налогового контроля в России, выявлены ключевые проблемы и определены пути их решения. Исследованы перспективы развития налогового контроля и предложены меры по его улучшению.
Ключевые слова: Налоговый контроль, проблемы, эффективность, совершенствование.
Государство осуществляет надзор за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов с помощью налогового контроля, который определен в статье 82 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налоговый контроль включает в себя проверку соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, а также плательщиками страховых взносов.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, необходимо следовать предписаниям, изложенным в Налоговом кодексе.
Контроль за налогами имеет важное значение по нескольким причинам. Прежде всего, он обеспечивает поступление финансовых средств в казны всех уровней правительства. Кроме того, налоговый контроль способствует укреплению дисциплины в сфере налогообложения и финансовой дисциплины. Этот контроль также выполняет защитную функцию, привлекая к ответственности за нарушения налогового законодательства, и предупреждает возможные новые налоговые нарушения.
Денежные фонды государства формируются в основном за счет налогов и сборов, которые взимаются с физических и юридических лиц, составляя более 80% общего дохода консолидированного бюджета РФ. Особую роль в процессе формирования этих фондов играет налоговый контроль в рамках системы государственного финансового контроля.
Причинами, обусловливающими необходимость налогового контроля, являются множество факторов. Среди них — систематическое недополучение налоговых платежей в бюджеты различных уровней, нестабильность налогового законодательства, отсутствие желания определенных налогоплательщиков выплачивать налоги в полном объеме вовремя, а также нестабильность социально-экономического развития государства и прочее. Несмотря на важную роль камеральной проверки в предотвращении налоговых правонарушений, можно утверждать, что механизмы контроля требуют совершенствования.
Реорганизация системы налогового надзора в рамках проверок требует срочного обновления. Важно отметить, что изменения должны быть направлены на усиление эффективности контроля, особенно на проверках вне офиса. Однако проведение выездных проверок – это сложный процесс, который требует больших усилий и затрат как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков. Таким образом, сам механизм налогового контроля также нуждается в усовершенствовании.
Сегодня материально-техническое обеспечение налоговых органов позволяет проводить реформы в условиях изменения парадигмы отношений между государством и налогоплательщиками, что требует дальнейшей доработки.
В Российской Федерации, система налогового контроля все еще испытывает значительные проблемы, которые мы можем рассмотреть более детально. Отбор налогоплательщиков для проверок не оптимален из-за несовершенства законодательства. Это мешает налоговой инспекции эффективно использовать свои ресурсы и добиваться результативности проверок с минимальными затратами.
Проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации налоговых кадров становится актуальной из-за внедрения инновационных мероприятий налогового контроля, таких как налоговый мониторинг. Некоторые налогоплательщики не ознакомлены с нормативными документами и не осведомлены о своих обязательствах перед государством в отношении уплаты налогов и сборов из-за низкого уровня налоговой грамотности и дисциплины. Вероятность обнаружения налоговых нарушений у налогоплательщиков, у которых она наибольшая, также играет важную роль.
Совершенствование организации налоговых проверок в целом возможно благодаря квалифицированным экспертам, которые способны представлять мотивированное мнение налогоплательщику в связи со сложностью проверяемых сделок и операций. Улучшение каждого из элементов будет способствовать улучшению организации налоговых проверок в целом.
Для улучшения контроля за налогами предлагаются следующие рекомендации:
— дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной основы налогового администрирования
— применение разнообразных методов и форм проверок налогов, основанных на единой стандартной процедуре, разработанной налоговым ведомством, а также на законодательстве, предоставляющем налоговым органам широкие полномочия для контроля над недобросовестными налогоплательщиками;
— уточнение показателей оценки деятельности налоговых органов и эффективное распределение нагрузки в процессе планирования.
В ходе контрольной работы было установлено, что необходимо определить закрытый перечень документов и внедрить комплекс мероприятий по снижению задолженности. Этот комплекс предполагает совместные усилия налоговых, федеральных и региональных органов законодательной власти. Также было выявлено, что необходимо усилить взаимодействие налоговых органов с другими организационными структурами.
Также необходимо создание эффективного механизма взаимодействия налоговых органов с правоохранительными и другими органами власти при осуществлении налогового контроля. Продолжение увеличения проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами полиции, представляется наиболее перспективным. Рекомендуется развивать предварительный контроль вместе с камеральными и выездными проверками, а также выдачу заключений о налоговой квалификации до совершения операций. Это поможет снизить количество споров и сделает налоговое администрирование более эффективным. Улучшение материально-технического и кадрового обеспечения налоговых органов, информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками и повышение их налоговой культуры также необходимы. предлагается ввести систему поощрений для сотрудников налоговых инспекций. Решение этих проблем является важным шагом к достижению цели эффективной налоговой системы, обеспечивающей максимальные доходы в бюджеты и соблюдение прав налогоплательщиков. учитывая специфику российских условий, необходимо формировать комплексные мероприятия, учитывающие долгосрочные перспективы.
Список использованной литературы и источников:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146- ФЗ (ред. от 01.04.2020 N 546-ФЗ).
2. Французов Д.В. Государственный финансовый контроль и его специализированное направление – налоговый контроль.
3 Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок.
4. Левин В.В. Налоговый контроль: проблемы правового регулирования и перспективы развития