Автор: Карпюк Татьяна Валентиновна
Тема занятия: «Необычное приключение»
Цель деятельности психолога: актуализация и расширение знаний обучающихся о лесе и его обитателях в условиях сенсорной комнаты. Для 1- 3 класса УУО
Задачи:
Обучающие:
· расширить знания обучающихся о лесе и его обитателях;
· расширить круг знаний о сезонных изменениях в природе;
· формировать экологические понятия;
· пополнить представления обучающихся о многообразии живой природы.
· Воспитывающие:
· воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям;
· воспитывать чувства любви и бережного отношения к природе;
· воспитывать чувства коллективизма;
· воспитывать чувства экологической этики.
· Развивающие:
· развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки явления природы;
· формировать интерес к окружающему нас миру;
· развивать умения работать с природными материалами;
· формировать познавательную и творческую активность у обучающихся;
· развивать самостоятельность и инициативность;
· снизить уровень тревожности, агрессивности;
· развивать навыки саморегуляции и релаксации;
· развивать у детей уверенность в себе.
· повысить сплоченность группы.
Тип занятия: вводное.
Формы и приемы работы: групповая
Образовательные ресурсы: «Сенсорная комната» – специально оборудованный кабинет школе-интернате. Одним из видов современных методов здоровьесбережения детей с ОВЗ являются занятия в сенсорной комнате — особым образом организованной окружающей среде, наполненной различного рода стимуляторами, которые положительно воздействуют на психическое и эмоциональное состояние ребенка.
Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент в коррекционно-развивающей работе с «особыми детьми», а также как самостоятельное средство коррекции психического состояния детей с ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии:
игровая технология;
музыкатерапия;
песочная терапия;
дыхательная гимнастика.
Структура занятия:
1. Организационный момент. Мотивация.
2. Вступительная беседа.
3. Коррекционно-развивающий этап (активизирующая, основная, релаксационная части)
4. Заключительный этап (ритуал прощания, подведение итогов, получение обратной связи)
Ход занятия:
1.Организационный момент, настрой на продуктивную работу
Психолог: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. Сегодня мы отправимся в путешествие. А чтобы узнать куда, послушайте загадку.
От жары всех укрывает,
Ягод в нем полно, грибов
Лис и зайцев, и волков
Полон он зверей, чудес.
Отгадали? Это ( Лес) . Правильно. Молодцы.
Мы с вами отправимся в волшебный лес…
Психолог: Ребята, как вы думаете, как нужно вести себя в лесу? Кто был в настоящем лесу и знает как себя вести?
Дети дают ответы по предложенным знакам. (Приложение 1) Обсуждаем вместе правила поведения в лесу. (Приложение 2)
Психолог: — Правильно, молодцы! Эти правила необходимо выполнять и в нашем волшебном лесу! Договорились?
Дети соглашаются.
.
Психолог: — И мы сейчас с вами окунемся в мир тайны и волшебства. Ребята замечают дерево .
Психолог: Как вы думаете, что это за дерево? Правильно елка.
Психолог: — Молодцы ребята! И еще одна загадка.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?
(Ворона)Либо сорока
Вот она – серая ворона.
Как вы догадались что это ворона? (Ответы детей).
Ворона – удивительная птица. Живет долго, дольше, чем человек. Вороны – умные птицы. Вороны – разговорчивые птицы. Они могут передавать разную информацию друг другу.
Дети замечают на дереве ворону.
Психолог: — Не спроста мы говорили про ворону. Это наша ворона и ее зовут – Каркуша.
Психолог: — Ребята, Каркуша очень расстроена, так как у нее были бусы, и не простые, а бусы-счастья!
Психолог: Поможем Каркуше?
Дети охотно соглашаются.
Психолог: Мы с вами дальше отправляемся в путешествие по волшебному лесу!
Психолог: ребята давайте пойдем по этим следам. Посмотрите мы оказались у волшебного водопада и я вижу небольшое озеро. Вода теплая и приятная, а на дне озера разноцветные камушки. Давайте соберем их.
Ребята посмотрите , а ктоже тут спрятался. Это же волшебные ежики. Давайте с ними поиграем. Сначала двумя ладошками, потом внешней стороны руки, потом внутреней стороны руки, по одной щеке по другой по ногам.Давайте отпустим наших ежиков и продолжим наше путешествие.
Психолог: — Посмотрите, пожалуйста, а нас уже встречает хранитель волшебного леса – Ежик
Ёжика зовут Кузя и он приготовил для нас разные задания, выполняя, которые мы с вами сможем собрать все бусинки, потерянные Каркушей. Первое задание на полянке.
Задание 1.
Психолог: И вот мы с вами пришли на полянку. Садитесь по удобнее. Давайте послушаем звуки леса. (Прослушивание аудиозапи звуков леса. Дети слушают пение птиц, жужжание жука, кваканье лягушки, журчание ручейка).
— Чьи голоса вы слышали? Ответы детей.
Психолог: Молодцы ребята, справились с заданием.
Психолог: Посмотрите мы с вами нашли первую бусинку. Давайте наденем ее на шнурок.
Дети охотно нанизывают первую найденную бусинку.
Задание 2.
Психолог:
— А сейчас мы с вами отправимся на другую полянку.
(Дети подходят к световому столу с песком)
— Ребята, какие деревья вы знаете?
Ответы детей: — береза, ель, сосна.
Психолог: — Какие вы молодцы! Я предлагаю нарисовать на песке каждому из нас свое дерево, и тогда у нас получится волшебная картина. (Дети рисуют каждый свое дерево).
Обсуждение (кто какое дерево нарисовал).
Психолог: — У нас получилась очень красивая картина, и она понравится нашему ежику. Но не нужно забывать про нашу Каркушу. Нужно найти ее бусики. Как вы думаете где спрятаны бусинки. Молодцы ребята справились( 3 бусины в песок)
Ежик сказал что Каркуша летала над нашим озером( басейн с шариками) Давайте по очереди по ищем нет ли там бусин
Психолог: — Отправляемся дальше.
Ребята отгадайте загадку:
Из коры их пёрышки,
А под ними зёрнышки,
И с еловых веточек
Ждут зимою белочек.
Кроме остреньких иголок
Что растёт на ветках ёлок?
Дети хором отвечают: — шишки
Задание 4.
Психолог:
Ребята, Кузя собирал шишки и нечаянно выронил корзинку из лапок. Шишки все рассыпались по волшебному лесу. Давайте поможем Кузе их собрать.
Дети по команде под веселую музыку собирают шишки в корзинку.
И находят очередную бусинку. Нанизывают ее на шнурок.
Психолог: — Утомились мы немножко в пути, пора и отдохнуть.
Дети рассаживаются на мягкие модули и пуфы.
Задание 6.
Психолог: — Так как наш Кузя живет в волшебном лесу, он любит наблюдать за растениями и животными. Он приглашает нас на прогулку. Мы с вами поиграем в игру «Мы самые внимательные».
Я буду называть ряд слов. Если вы услышите названия цветов, то хлопните один раз в ладоши. Приготовили ладоши? Начали.
(слова: окно, кактус, телевизор, ромашка, линейка, тумбочка, коробка, одеяло, роза, хризантема, собака, календарь, тюльпан).
Молодцы, справились с заданием!
Теперь задание посложнее. Вам нужно будет узнать животных. Если вы услышите название животного, вам надо будет топать ногами. Приготовились? Начали.
(слова: корова, папоротник, самовар, кошка, шмель, волк, пол, ворона, штора,собака, кнопка, лиса, конфета, белка).
И с этим заданием справились!
Какие вы молодцы! Со всеми заданиями справились! Задание 9.
Психолог: — Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу! Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто-то может и на этом островке (мягкий островок — пуфик), или в бассейне с шариками! (3вучит релаксационная музыка.)
— Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Выключается свет, включается проектор «Звездное небо»)
— Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно. Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать!
Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
Психолог: Наступило утро. Ребята, пора возвращаться домой! Наши приключения подходят к концу. Мы с вами собрали все бусинки. И теперь мы тоже счастливы и можем отдать Каркуше бусики
Дети двигаются со словами:
— До свиданья, наш волшебный лес,
— Полный сказочных чудес!
— По тропинкам мы гуляли,
— Все задания выполняли.
— Подружились мы с Кузьмой,
— Нам теперь пора домой!
Психолог: Кузя тоже прощается с нами, ему было очень приятно с нами путешествовать по волшебному лесу!
Закрываем глаза и представляем что мы возвращаемся домой
Ребята расскажите что мы сегодня делали? Каркуше помогали бисинки искать. А с кем еще познакомились?
Понравилось ли вам наше путешествие
А теперь выберите смайлики и покажите какое настроение после нашего путешествия
Психолог: — До свиданья, ребята! Мне было очень приятно с вами путешествовать по волшебному лесу! Всем спасибо!