Автор: Жданова Наталья Владимировна
Дидактическая кукла «ФЕЯ ЦВЕТА» как средство формирования базовых национальных ценностей.
Фея знала своё дело,
И летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело,
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Всё, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в её руках послушно
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи…
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому, что это средство,
Чтобы вечно помнить детство…
Лариса Рубальская
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Повторяя человека и отталкиваясь от него, она связана с ним физическими и психологическими связями. Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фиксирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие. В словаре русского языка С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Сегодня рукотворная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Кукла была многофункциональном: в одном и том же образе она могла выполнять разные роли, детская забава, средство воспитания, предмет волшебства, праздничный подарок, украшении — все эти значения сплетались воедино, в одну главную функцию – общение. Рукотворная кукла, как игрушка вообще, является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний об окружающем мире и его необыкновенной красоте. Возрождение рукотворной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Именно поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников, знакомство с творчеством народных художников, поэтов, писателей, художественной литературе, народному творчеству. Детское художественное творчество проявляется в подготовке к праздничным событиям, совместном оформлении окружающей обстановке, изготовлении атрибутов, символов украшений к празднику. Наилучшему прочувствованию и проживанию этих событий способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, соответствующая приближающемуся празднику, или отражающая события, только что случившиеся.
Поэтому в своей педагогической деятельности я постоянно стараюсь найти новые формы и методы работы, чтобы ребенок был увлечен, занимался с интересом. Стараюсь использовать сюрпризные моменты, дидактические пособия, созданные своими руками. Для повышения эффективности сенсорного воспитания и чувства цвета детей мною была изготовлена «Дидактическая кукла Фея Цвета». Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной и безопасной. Я постаралась изготовить куклу, опираясь на эти требования. Данную куклу можно использовать, воспитателям в работе с детьми дошкольного возраста. Вариантов её применения множество. Кукла красочная, эстетичная, удобная в использовании, а многофункциональность позволяет применять её на многих этапах воспитательной работы. Актуальность мой разработки заключатся в том, что творческий подход и фантазия воспитателя позволяет использовать данное дидактическое пособие очень широко, что делает игровые занятия более увлекательными и разнообразными.
Обучение с применением данного дидактического пособия значительно позволяет повысить творческий интерес у дошкольников, активизировать сенсорную, речевую, познавательную деятельность, а также способствует -созданию тёплых и доверительных отношений педагога с ребенком. Это прекрасное средство обучения и развития, используемое как в образовательной деятельности, так в игровой, в индивидуальной деятельности и режимных моментах. С помощью смены наряда и аксессуаров, кукла Фея Цвета помогает познакомиться с цветом и играть с ним. Например: «Какие цвета нас окружают?», «Какие цвета мы можем смешать, чтобы получить этот цвет?» (в соответствии с возрастными особенностями детей), «А этот цвет бывает разным?(оттенки цвета)», «Что может быть в кармашке у куклы этого цвета?», «Подари подарок кукле такого же цвета?» (подарок может быть любым рисунок, поделка из пластилина и т.д), «Какой это цвет холодный или теплый, а почему?». При смене платья, вместе с куклой можно попасть в разноцветную сказку, с использованием методической пособия Н.В. Нищевой «Разноцветные сказки».
Дошкольники знакомятся с разнообразием тонов по светлоте и, естественно с названием цвета, через такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка и аппликации. Применение нетрадиционных техник способствует расширению индивидуальной творческой деятельности детей. Повышает насыщенность цвета детских рисунков, обогащение сюжета, росту уровня развития целостного эстетического восприятия. Также куклу можно использовать в индивидуальной работе с детьми. В ходе работы дети могут научиться выделять цвет предметов, называть оттенки цвета, закрепить детали на платье куклы по определенному цвету, сравнивать, группировать предметы и т.д..