ЗНАКОМСТВО с лисой

Автор: Палкина ТАТЬЯНА сЕРГЕЕВНА

Конспект занятия первоознакомительного типа по формированию представлений о лисе.

Цель: формировать представление о лисе как о диком животном.

Задачи:

1) расширить знания детей о лисе, ее внешнем виде, повадках, образе жизни;

2)развивать связную речь, память, мышление;

3) воспитывать бережное отношение к живой природе.

Словарная работа:

Активизация словаря: шерстка, окраска

Обобщение словаря: плутовка, мышкованием.

Оборудование:

Демонстрационный материал: видеосюжет, презентация.

Раздаточный материал:

Предварительная работа: Рассматривание картинок, чтение художественной литературы, просмотр мультфильма.

Ход занятия:

I Вводная часть:

Воспитатель:- Улыбнитесь, посмотрите друг другу в глаза и передайте свое хорошее настроение. Молодцы, садитесь.

Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, загадку и скажите о чем (или о ком) мы сегодня с вами будем говорить:

Она не собака, а лает,

Хвостом длинным, рыжим виляет

Не кошка, а ловит мышей

И в норке растит малышей

В деревню в курятник за птицей

Пойдет темной ночью?

Дети: лиса

Воспитатель: -Правильно, лиса. Сегодня мы с вами составим рассказ о лисе. А чтобы вам легче было рассказать, мы будем работать по плану.

Польза или вред?

II Основная часть

Давайте, прочтем первый пункт плана.

1) рассказ о лисе воспитателем.

Воспитатель: -Посмотрите на картинку и скажите из каких частей состоит тело?

Дети: туловище, голова, хвост, лапы

Воспитатель: -На голове что есть?

Дети: глаза, уши, нос, рот

Воспитатель: Лиса очень красивое животное. У нее мягкая пушистая шерстка, обычно рыжего цвета. Окраску лисы не меняют. Лапы черные, а грудь белая. Зимой шерсть животного становится гуще и теплее. Лиса стройное, изящное животное. Средних размеров. А что можно сказать о лисьем хвосте?

Дети:  очень красивый, пушистый, длинный, с белым кончиком.

Воспитатель: Зачем ей такой хвост?

Дети: следы заметать

Воспитатель: Лисам хвост служит рулем – помогает на бегу быстрее повернуть.

Воспитатель: Лиса хитрый, осторожный, сообразительный зверь. Она умеет ловко уходить от преследователей. Заметает свои следы пушистым хвостом и запутывает их так, что ее трудно найти даже собакам. А еще, хвост служит для того, чтобы им укрываться. Так лиса ложась спать, свернутся калачиком и теплым хвостом укрывают нос, чтобы не замерз. Нюх развит очень хорошо, она чувствует все запахи, и по запаху может найти, куда убежал заяц или мышка. И слух у лисы тоже очень хороший, она слышит то, что происходит в другой части леса. Поэтому уши довольно крупные, остренькие. Глаза зоркие. Лиса может хорошо видеть в темноте.

Воспитатель: Для чего ей эта способность?

Дети: лиса охотится обычно вечером или ночь

Воспитатель: И так ребята давайте повторим внешний вид.

-Какого цвета шерстка у лисы?

Дети: рыжая

-Зачем лисе хвост?

Дети: руль, укрытие от мороза

-Какие у лисы глаза?

Дети: зоркие, хорошо видит в темноте.

Воспитатель: -Ребята, мы ответили на первый вопрос плана. Переходим ко второму.

Воспитатель: Живут лисы в норах, которые роют себе сами или занимают жилище других зверей . Изнутри они выстилают свои норки сухой травой, мхом и шерстью. Поэтому там им тепло и уютно. Нора имеет несколько отверстий (несколько входов – выходов на всякий случай). Лисице нравится везде – в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоема. Лисицу можно встретить в разных местах, даже в пустыне. Она обитает в роще, ей нравятся места, где есть холмы, овраги. Часто лисица селится недалеко от поселений людей.

Семья у лис такая: папа – лис, мама – лиса, а дети – лисята, которые живут первое время с мамой и папой в норе (пока маленькие). Лисы хорошие родители. Воспитывают лисят оба родителя — и папа, и мама. Лисята очень подвижны, любят играть и резвиться, а когда подрастают, выходят вместе с родителями на охоту. Лиса к каким животным относится: к диким или домашним?

Дети: лиса – дикое животное, она живет самостоятельно, сама добывает еду, строит жилье, воспитывает потомство.

Воспитатель: -Мы ответили на второй вопрос нашего плана.

Физминутка:

Воспитатель:  Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Так шевелят ушками

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень мёда,

А где достать не знал.

Воспитатель: — Ребята, вы посмотрите видео и скажите чем питается лиса?

Воспитатель: -Ребята, вы посмотрите видео и скажите чем питается лиса?

Воспитатель: -Охота на мышей называется –мышкованием.

Воспитатель: Лиса редко питается зайцами, так как они очень быстро бегают и лисе не всегда удается их поймать. Чаще она питается разными мелкими грызунами – мышами, насекомыми, лягушками, ящерицами, после дождя выкапывает червяков. Еще они ловят в реке рыбу или раков. Любят полакомиться птицей. Не боясь, лиса может забраться в курятник и украсть курочку или цыпленка, но такое случается редко.

Движения лисицы быстрые и ловкие. Она способна поймать пролетающих над ней жуков. Но когда она охотится за добычей, идет медленно, крадучись, может ползти на брюхе.

Воспитатель: -Чем питается лиса?

Дети: мелкими грызунами – мышами, насекомыми, лягушками, ящерицами; червяками, курицами, зайцами.

Воспитатель: -Ребята, мы ответили на третий вопрос?

III. Заключительная часть:

Воспитатель: -Какую пользу приносит лиса?

Воспитатель: Вообще, лиса приносит большую пользу хозяйству людей тем, что уничтожает насекомых и грызунов, которые поедают зерно, ценный мех.

×
×