Программа внеурочной деятельности «Ступени Естествознания» 5 класс. Пояснительная записка

Автор: Чернова Ольга Александровна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Ступени Естествознания»

(естественнонаучное направление)

для обучающихся 5 классов (34 часа)

на 2020 — 2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

составитель:

Чернова Ольга Александровна

 учителя географии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2020 год

 

Пояснительная записка

Естествознание традиционно составляет фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, выявляет структуру мироздания и познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую научную  картину  мира  своего  времени.

Основные черты современной естественнонаучной  картины  мира:

• целостный взгляд на мир как систему;

• ценностный взгляд на мир и место человека в нем (человек — часть природы);

• эволюционный взгляд на мир — природу и человека в целом;

• экологический взгляд на мир.

Оценивая в целом роль естественнонаучного образования в настоящее время, можно заключить, что оно призвано дать человеку основы естественнонаучной компетентности и гуманистических идеалов в их единстве. Новая философия образования строится на взаимодействии двух парадигм: во-первых, это холистский подход к миру как целостной системе;

Во-вторых, это гуманистический  подход  к  человеку,  живущему  в  этом  мире.

В содержании образования эта философия отражается в идее гуманитаризации. Если гуманитаризация в научном познании опосредована внутренней логикой развития естественных и технических наук, приводящей к интегрированным научным знаниям, ориентированным на проблемы гармонизации системы «природа — человек», то в учебном познании эта тенденция раскрывается прежде всего в том, что человек, его деятельность оказываются включенными в саму структуру естественно научного знания, которое является необходимой основой определения путей развития  системы  «природа — человек».

Ведущими  идеями интегрированного  курса  являются:

• идея единства, целостности и системной организации природы;

• идея взаимозависимости человека и природы;

• идея гармонизации системы «природа — человек».

Ценностно-смысловые ориентиры позволяют определить задачи интегрированного курса «Ступени Естествознания» для  внеурочной деятельности:

• развитие у обучающихся начал системного мышления в контексте современной естественнонаучной картины мира;

• формирование у обучающихся знания об объектах и явлениях природы, о закономерностях процессов и о законах природы в системе учения о единстве природы;

• развитие способности к наблюдению как специфическому методу познания в естествознании; экспериментальных умений и навыков выполнения лабораторных работ;

• выработка системы убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «природа — человек», как основы экологического образования и воспитания учащихся —важнейшего звена в понимании сущности глобальных проблем современности;

• развитие умственной самостоятельности учащихся как способности формулировать проблемы и находить пути их решения; способности к абстрактному мышлению и обобщению знаний (анализ и синтез, сопоставление, аналогия, установление причинноследственных связей);

• развитие эстетического восприятия природы учащимися как средства духовного развития и как одного из способов постижения природы;

• формирование у учащихся гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

Программа курса внеурочной деятельности «Ступени Естествознания» (далее Программа) является модифицированной, тематической, предназначена для обучающихся 5-х классов и призвана способствовать углублению знаний школьников в области естественных наук.

Нормативно — правовая основа формирования плана внеурочной деятельности для обучающихся разработана на основании Нормативно-правовых документов Федерального уровня:

• Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации (от 21.12.2012, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 05.05.2014 №84-ФЗ);

 • Типовое планирование об общеобразовательном учреждении;

 •СанПин 2.42.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении;

нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации:

• Письмо Минобрнауки от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».

Программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

Естествознание с основами экологии. 5 класс. Методика преподавания. Алексашина И.Ю., Лагутенко О.И., Орещенко Н.И. М. Просвещение, 2005

Естествознание. Рабочая программа по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. 5 класс. Чеботарева Т.Н. Волгоград, 2015

Уроки Естествознания в 5 классе. Тематическое планирование и методические рекомендации. Ульянова А.А.,СПб, 2004

Общая характеристика курса

 

            Курс «Ступени Естествознания» в 5классе является пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он позволяет изучать природу в рамках единого интегрированного курса, поэтому в содержании курса большое внимание уделяется методам научного познания природы, общей характеристике природы, рассматривается предмет изучения естествознания, а также отдельные компоненты природы. Внеурочный курс «Ступени Естествознания» опирается на знания о природе, полученные обучающимися в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности, но является самостоятельным курсом, дополняющим географию, биологию, а также закладывает основы таких предметов как физика, химия, астрономия.

«Ступени Естествознания»- интегрированный курс естественнонаучных дисциплин, изучающий природу, научные методы и пути познания человеком природы.

Он реализует цели:

1)      Систематизация и обобщение знаний, полученных в курсе «Окружающий мир. 1-4 классы.»

2)      Обобщение полученных знаний о природе на уроках географии и биологии;

Задачи программы.

1.      Приобретение обучающимися знаний о мире, в котором мы живем.

2.      Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

3.      Формирование исследовательских умений.

4.      Пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельно исследовательской и проектной деятельности.

5.      Формирование знаний о правилах групповой работы: об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности.

6.      Формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ.

7.      Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития.

8.      Воспитание ответственного и бережного отношения к  окружающей природе, формирование экологического мышления.

9.      Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

10.  Совершенствование коммуникативной культуры обучающихся.

Объектом изучения естествознания является природа.

Курс состоит из 3 разделов: «Что изучает естествознание», «Методы научного познания природы», «Физические и химические процессы в природе»

 

Содержание курса

 

Тема 1. Что  изучает  естествознание. Масштабы природных систем.  (20 часов)

Изучение природы человеком. Роль природы в жизни человека. Бионика. Воздействие природы на человека. Естественные науки (астрономия, физика. Химия, геология, физическая география, биология, экология). Экология. Сложность решения экологических проблем. Красная книга. Задачи Международного союза охраны природы. Сохранение растительного и животного мира. Национальные парки, ООТ, заказники, памятники природы, заповедники. Забота о питомцах, навыки содержания домашних животных. Бытовые отходы, роль бытовых отходов в жизни человечества. Глобальные проблемы современности. Природопользование, экологические знания, экологическая культура. Как появились знания о природе. Роль природы в жизни человека. Роль человека в жизни природы. Современное естествознание как комплекс наук о природе, использующих достижения науки и техники. Экология как отрасль естествознания и как комплексная наука. Сущность и глобальный характер экологических проблем. Причины исчезновения видов растений и животных. Красная книга. Ответственность человека за сохранение природы. Проблема загрязнения природы отходами промышленности, автотранспорта, бытовыми отходами. Глобальные проблемы современного мира. Сохранение природы — личный долг гражданина и землянина. Современное естествознание как научная основа понимания места и роли человека в природе, в ее познании и организации научно обоснованного природопользования.

 

Тема 2. Естествознание: методы научного познания природы (14  часов)

Как появились научные знания о природе. Методы изучения природы как составная часть науки. Наблюдение как метод научного познания. Эксперимент как специфический метод естествознания. Объективность и достоверность естественнонаучного знания. Организация и проведение лабораторного эксперимента. Лабораторное оборудование. Техника безопасности при работе в лаборатории. Научные гипотезы, теории, законы. Систематика живых организмов. Наука как система знаний, ее объяснительная и прогнозирующая роль. Физические тела и их изучение. Организация и проведение лабораторного эксперимента на примере изучения физических и химических свойств веществ. Лабораторное оборудование. Техника  безопасности  при  работе  в  лаборатории. Количественные методы в естественнонаучном познании. Лабораторные способы измерения при изучении тел. Шкала деления. Масса, объем, плотность. Вычисление плотности. Вещества и их изучение. Физические свойства веществ. Очистка веществ. Способы фильтрования. Очистка воды. Экологическая проблема  сбережения  воды. Физические и химические явления, приводящие к изменениям свойств тел и веществ. Физические явления в природе, технике, быту. Многообразие физических явлений (механические, электрические,  тепловые  и  др.).

 

тематический план

 

№п/п

Наименование тем курса

Количество

часов

 
 

1

Что  изучает  естествознание. Масштабы природных систем 

20

 

2

Естествознание: методы научного познания природы. Систематика живых организмов

14

 

 

Всего

34

 

 

×
×