Автор: Красицкая Елена Юрьевна
Проект «Моя семья» средняя группа
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:
К сожалению, в последнее время наметилась тенденция постоянного отдаления поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном обществе человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребенка и его воспитанию должна отводиться, прежде всего, семье. Сохранив прошлое, мы – взрослые поможем детям осознать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше.
В последнее время наука генетика обратила свой взор на генеалогическое древо семей. Ученые считают, что исследования «корней» семьи поможет справиться с рядом наследственных заболеваний. Это также нас подтолкнуло к реализации проекта.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог – дети – родители.
Цель проекта: формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Задачи для детей:
1.Учить детей знать и называть своих ближайших родственников.
2. Развивать игровые, познавательные, речевые способности детей.
Задачи для родителей:
1. Способствовать сближению всех членов семьи за счет совместной деятельности и решения общих задач.
Задачи для педагога:
1.Развивать социально-профессиональною компетентность и личностный потенциал.
1. Вид проекта: информационно — практико-ориентированный.
Ожидаемый результат:
1. Воспитание нравственных чувств, чувства гордости за свою семью и любви к ее членам.
2. Эмоциональный отклик ребенка на информацию о предках своей семьи.
3. Активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач проекта.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
— определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
— обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап реализации проекта:
Утром, заходя в группу, дети обнаруживают в уголке необычное дерево (генеалогическое древо семьи). На одной из фотографий дети узнают своего воспитателя. Дети заинтригованы, им очень хочется узнать, что это за дерево, почему здесь появилось. Строят догадки, что оно обозначает. Выслушав детей, воспитатель начинает рассказ о людях на фотографиях генеалогического дерева, об исторических корнях своего рода. По окончанию рассказа, воспитатель спрашивает, догадался ли кто-нибудь из детей, что же обозначает это дерево.
Воспитатель. Это дерево обозначает историю происхождения моей семьи. А вы знаете, как появилась ваша семья, откуда она берет свои корни? Выясняется, что знания детей о своей семье недостаточны. Дети совместно с воспитателем обсуждают проблему, разрабатывают схематический план ее решения, зарисовывают план, чтобы вечером обсудить его с родителями.
Деятельность педагога с детьми:
НОД «Моя семья»
Беседа: Генеалогическое древо семьи.
Аппликация на тему: «Моя семья».
Просмотр семейных фотоальбомов, рассказывание о членах своей семьи
Рисование «Моя семья»
Лепка «Мебель для моей семьи (стол и стул)»
Анкетирование детей «Моя семья».
Рассказывание по картинкам: «У мамы день рождения», «Поездка на дачу», «Моя семья»; по пентаграмме «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку)».
Отгадывание загадок о членах семьи.
Малоподвижные игры «Помирились»; «Утреннее фото»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мамины помощницы» (в песочнице) «Больница», «Профессия моих родителей», «В гости к бабушке».
Пальчиковая игра «Кто живет в моей квартире?
Подвижные игры «Собираем добрые слова»; «Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья», «Собери веточки»; «Семейные обязанности».
Дидактические игры «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать», «Кто старше?» «Кто младше?», «Моё имя».
Настольно-печатные игры «Кем быть», «Кому, что нужно для работы?», «Семья».
Заучивание стихотворений Я.Аким «Моя родня», поговорки « Хорошо тому, у кого лад в дому!».
Чтение: Р.Гамзатов «Мой дедушка», В.Драгунский «Моя сестренка
Ксения», В.Осеева «Сыновья».
Создание книги «Семейные истории»
Деятельность педагога с родителями:
Листовка-молния «Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки нам очень нужна Ваша помощь в поиске наших семейных истоков!!! Ваши дети.»
Наглядность в раздевалке:
информация о начале проекта «Моя семья», его продолжительности, условиях участия.
Консультация «С чего начать составлять родословное дерево»
Индивидуальные и групповые беседы.
Совместная деятельность детей и родителей:
Поиск необходимой информации для составления родословных своих семей.
Беседы детей с родителями об истории своей семьи.
Совместное оформление детей и родителей собственной странички в групповой книге «Семейные истории»
Составление детьми совместно с родителями генеалогического древа
Мир семейных увлечений. Выставка «От скуки на все руки».
III этап.
Презентация проектной деятельности.
Создание картинной галереи «Любимые лица».
Создание совместно с родителями генеалогического древа своей семьи.
Совместный праздник «Семейные традиции»
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
· Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (познавательную, игровую, художественно-речевую);
· Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с родословной, семейными традициями, дети с желанием и интересом рассматривали и изучали генеалогическое древо и семейный календарь, охотно делились информацией о своей семье;
· Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на развитие связной и диалогической речи в свободной игровой деятельности и на занятиях;
· Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родитель. Родители принимали активное участие в реализации данного проекта;
· Продуктивная совместная деятельность в рамках проекта помогла еще крепче сплотить членов семей и коллектив родителей группы.