Автор: Нина Ивановна Дубинина
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №140 Советского района Волгограда»
Мастер класс «Формирование познавательного интереса на школьных уроках»
Разработала
учитель химии
Дубинина Нина Ивановна
Пояснительная записка
Актуальность.
В МОУ СШ №140 Советского района г. Волгограда я работаю с 1994 года. Химия — это один из самых сложных предметов в школьной программе. Ребята медленно овладевают химическим языком, усваивают химические понятия. Я убеждаю своих учащихся в том, что знание химии позволят им сформировать научное мировоззрение, культуру экологического мышления и поведения. Убеждена, что учитель, который хочет идти со временем в ногу, должен постоянно учиться сам. Организовывая взаимодействие учащихся в образовательном процессе, приобрела практический навык по организации и созданию условий, которые вызывают у ребят необходимость действовать, извлекать рациональное, нести личную ответственность за коллективное дело. Ребята с удовольствием работают в группах, парах сменного состава, учатся отстаивать свои идеи, представлять наработанный в группе материал, все это способствует социализации учащихся, развитию их образовательных потребностей и способностей. В основе коллективного способа обучения лежит деятельностный подход, который сегодня так востребован в современной образовательной парадигме.
Проблема
заключается в том, что необходимо научить ребенка критически относиться к собственной деятельности, оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся образовательным ситуациям. Изучая научнометодическую литературу, я поняла, что ранее интегрированные в мою профессиональную деятельность методики не противоречат главной идее образования последних лет. Формирования ключевых компетенций, формирование системы критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях, реализуются через деятельностный подход, который способствует формированию критического мышления, образованию познавательной активности. Деятельностный подход стал основой моей профессиональной деятельности. Познавательная активность не возникает ниоткуда. Она формируется у ребенка с раннего возраста. Мы учим ребенка оценивать свои и чужие поступки, отвечаем на детские «почему?», «как?», «зачем?».
Цель:
Создание условий для профессионального развития участников посредством различных приемов и технологий.
Задачи:
1. передать опыт учителя по обозначенной теме;
2. организовать взаимодействие участников;
3. способствовать развитию у участников умений использовать методические приемы на разных стадиях урока.
4. содействовать осознанию участниками значимости полученного опыта.
Оборудование: карандаши, ручки , раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, доска
Дата 17.01.2024
Время: 14.30
Участники: преподаватели МОУ СШ №140.
Минимальное количество участников: 8
Максимальное количество: 20
Методы обучения: словесный, наглядный, экспериментальная работа.
Методические приемы: эксперимент, наблюдение, сравнение, логическая цепочка по знакам правил техники безопасности.
Информационное обеспечение: презентация, выступление.
Планируемый результат: развитие профессиональной компетентности.
Источники информации
1. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование. Издание 2-е дополненное / А. М. Новиков. — М.: Эгвес, 2011. — 152 с.
2. Шакура, С. Д. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению индивидуальной учебной деятельностью учащихся / С. Д. Шакура, Е. В. Петушкова // Народная асвета. –– 2011. –– № 2. –– С. 7––12.
3. Визуализация учебной информации как неотъемлемая часть процесса обучения. [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://znanio.ru/medianar/53 – Дата доступа: 27.12.2023.
4. Макарова Т.С. Таймлайн как современный интерактивный инструмент оптимизации образовательного процесса [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://multiurok.ru/ – Дата доступа: 27.12.2023..
5. Инфографика // Википедия [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://goo.gl/eUP9Tq. – Дата доступа: 27.12.2023.
План проведения мастер-класса:
1.Обеспечение мотивации участников мастер-класса
2.Обеспечение активности участников (Постановка цели. Выявление ожиданий участников)
3. Демонстрация методических приемов
4. Рефлексия
Ход мастер-класса
Этапы работы мастер-класса |
Содержание этапа |
Деятельность мастера |
Деятельность участников |
||
1.Ориентировочно-мотивационный |
Задача: Обеспечение мотивации участников мастер-класса |
||||
|
Приветствие, вступительное слово мастера, мотивация участников на совместную деятельность, организация работы в группах. |
Организует разбиение участников на группы |
Включаются в диалог, проявляют активную позицию, рассаживаются по группам |
||
2.Актуализация субьектного опыта |
Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности |
||||
|
Разгадывание кроссенса. «Ассоциации» |
Предлагает задание для кроссенса, организует работу по его выполнению |
Предлагают варианты ответов, определяют ключевые к постановке цели слова. |
||
3.Целеполагание |
Задача: постановка цели мастер-класса участниками |
||||
|
Определение темы и цели занятия |
Побуждает участников к совместной деятельности ( ведет диалог с участниками) |
Включаются в диалог с мастером |
||
|
Беседа мастера с участниками в сопровождении компьютерной презентации |
-Что изображено на слайде? ( Ученик ест салат в школьной столовой. Салат- ключевое слово) |
Ответы: салат |
||
|
|
-Опишите этот салат одним словом
СПАСИБО. |
-сочный -красочный -аппетитный -полезный -вкусный -витаминный и др. |
||
|
|
-Что изображено на слайде? ( фото: учителя и ученики все вместе) |
-учителя и ученики |
||
|
|
-Что между ними общего? |
-школа -форма -цели (учеба) |
||
|
|
— Что их отличает? |
-характеры, семьи, разный жизненный опыт, разные способности… |
||
|
|
— как связаны учителя и ученики? -вспомните первый слайд с изображением салата. ( фото сытого ученика) |
-одни учат, другие учатся Учителя кормят знаниями учеников
|
||
|
|
— какая задача стоит перед учителями? |
Каждому ученику новые знания должны быть удобоваримы, аппетитны. Он их должен поглощать с удовольствием и интересом. |
||
|
|
Каждому ученику новые знания должны быть удобоваримы, аппетитны. Он их должен поглощать с удовольствием. Вы уже догадались, о чем пойдет сегодня речь на нашем мастер-классе? Следовательно, мы погорим сегодня на нашем мастер-классе о формировании познавательного интереса на уроках и использовании для этого разных методических приемов. |
Предполагают тему и цели мастер-класса «Формирование познавательного интереса на уроках путем использования различных приемов и технологий» |
||
|
|
МОЛОДЦЫ. А пришли мы к такому выводу используя какой метод? |
-ассоциации |
||
4.Демонстрация методических приемов и технологий |
Задачи: 1.знакомство с приемами « где логика?», ассоциации», «работа с текстом», «эксперимент», «знаете ли вы», «верите или нет» и другими; 2.создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию определенных умений; 3.обеспечение практической деятельности участников по освоению технологий развития критического мышления, системно-деятельностного подхода |
||||
— работа с текстом |
Беседа мастера с участниками |
Когда я строю свои уроки, стараюсь задать вопрос себе: Что мне интересно? (значит будет интересно и ученику). На каждом уроке даю обязательно работу с текстом. Потом спрашиваю учеников, что в тексте интересно мне? ( слушаю их предположения, в которых они высказывают разные доводы. Это учит их думать, размышлять, строить предположения и прогнозы. Обязательно ставлю за это оценки) |
Слушают, воспринимают информацию |
||
-игровые моменты «где логика?» |
Беседа мастера с участниками |
Для активации мыслей часто использую фрагменты игры « где логика?» ( представляет слайды с примерами) |
Включаются в беседу, отвечают на вопросы |
||
|
Беседа мастера с участниками |
Пусть мои ученики не станут великими учеными. Зато обретут привычку думать. Для этого я направляю все свое мастерство. –Скажите, на каких этапах урока можно применять этот прием? |
— этап актуализации знаний — рефлексия |
||
-рефлексивные моменты |
Беседа мастера с участниками |
А зачем нужна рефлексия на уроке? Что это такое? СПАСИБО. |
— Самоанализ |
||
|
|
На не уйти от стандартов. Мы ориентируемся на УУД и одним из них является рефлексивные умения, т.е. ученики должны понимать причины своего успеха или неуспеха, поэтому в цели урока я закладываю повышение мотивации ученика к овладению рефлексивной деятельностью. |
|
||
|
Беседа мастера с участниками |
Коллеги, всем вам известна притча о мудреце и бабочке ( изображение на слайде) в чем ее смысл? |
-« Все в твоих руках» |
||
|
Беседа мастера с участниками |
— а что в наших с вами руках? |
-Дети, которых мы должны научить думать, предполагать, прогнозировать, отдавать отчет своим поступкам. |
||
|
Беседа мастера с участниками |
-Коллеги, а мы учим этому только на уроках? |
-Нет, это происходит всегда и везде. В школе, дома, в обычной жизни. Любой человек анализирует свои поступки. |
||
|
Беседа мастера с участниками |
— СПАСИБО. А от чего зависит глубина анализа? |
— от способности человека, его образования, моральных качеств, навыков самоконтроля… |
||
|
Монолог мастера |
Рефлексия бывает разной: -символическая( смайлики) -устная( одобрение, похвала) -письменная ( выбрать ответ) -коллективная( МОЛОДЦЫ) —индивидуальная Рефлексировать можно в конце урока или после каждого этапа урока. |
Слушают, воспринимают информацию. |
||
-Элементы письменной рефлексии |
Работа в группах |
Сейчас я вам предлагаю поработать в группах (раздает карточки-задания по письменной рефлексии) |
Работа в группах. Выступления представителей групп. |
||
|
|
СПАСИБО. Вы мне очень помогли. |
|
||
|
Беседа мастера с участниками |
В одном всем нам известном фильме («Большая перемена») ученик написал «Счастье-это когда тебя понимают» А в чем состоит счастье учителя? |
— когда у учеников горят глаза на уроке, когда им интересно учиться |
||
|
Беседа мастера с участниками |
СПАСИБО. Вы совершенно правы, наши ученики с горящими глазами могут решать задачи и на смекалку и на логику и творчески мыслить. А зачем все это нам? |
— за нашими учениками будущее, а значит наша с вами жизнь зависит от них. |
||
|
Монолог мастера |
СПАСИБО. В СМИ была информация: в конце 21 века человечество разделится на 3 категории: 1-страны будут продавать идеи и проекты (уровень их жизни будет самым высоким) 2- страны будут продавать сложную электронику ( качество их жизни будет по ниже) 3- страны будут продавать сырье и автомобили ( у них самый низкий уровень жизни.) Поэтому мы с вами должны приложить все усилия, чтоб развивать в детях умение творчески мыслить. |
Слушают и воспринимают информацию. |
||
|
Интерактивная беседа |
На уроках химии часто ученики неправильно воспринимают химические термины. Например ( слайд с изображением NaCl) — Из чего состоит поваренная соль? |
— из натрия и хлора |
||
|
Интерактивная беседа |
СПАСИБО. Но натрий- активный металл, хлор- ядовитый газ! В соли речь идет об ионах натрия и хлора. А у них совсем другие свойства. Такая путаница ведет к неправильным понятиям. |
Слушают и воспринимают информацию. |
||
— работа с текстом |
Интерактивная беседа |
Я снова вам предлагаю поработать в группах (раздает карточки для работы с текстом и выделить, где речь идет об элементах, а где о веществах. |
Работают в группах, выступают |
||
|
Интерактивная беседа |
СПАСИБО! Вы мне очень помогли. |
|
||
|
Интерактивная беседа |
Мы часто используем слово «продукт» ( на слайде изображена химическая реакция) — как вы думаете, где изображен продукт в реакции? |
Предполагают ответ |
||
|
Интерактивная беседа |
СПАСИБО. В химии продукты получаются в результате реакции, в жизни из продуктов делают разные вещи. |
Слушают и воспринимают информацию |
||
|
Интерактивная беседа |
Скажите, где можно услышать слово « минерал»? ( слайды с примерами рекламы) |
— в геологии — в географии — продукты с минералами и добавками |
||
|
Интерактивная беседа |
Снова может быть путаница в головах: минералы в хлебе или растительное масло без холестерина. Все это уловки маркетинга- Реклама, которая часто уводит человека от реальности. Поэтому, без понимания терминов невозможно придти к истине. И мы должны учить детей находить эту истину |
Слушают и воспринимают информацию |
||
-химический эксперимент |
Монолог мастера |
Есть наука «учить» и есть наука « выучивать». К сожалению, со второй наукой в последние годы мы все испытываем сложности. Если ситуацию не переменить, мы все можем оказаться в постиндустриальном обществе, в котором химическая промышленность будет далеко не с нами. К сожалению, учителям химии при одном часе в неделю справиться с этой проблемой очень трудно. Мы прибегаем к разным способам, пытаемся заманить детей всякими химическими опытами( проводит эксперименты) Но…. Эти эффектные приемы уже перестают быть эффективными. Мы живем в стране с развитой химической промышленностью и относиться к химии надо не как красивой науке, а как к важной отрасли знания. ( слайд «Широко простирает руки свои химия в дела человеческие» |
Слушают и воспринимают информацию |
||
-эффект неожиданности |
Монолог мастера |
Чтобы наши школьники понимали важность науки химии, я использую разные приемы. Например, добавляю эффект неожиданности. ( позволяю делать- чего нельзя) — при изучении гидролиза крахмала позволяю пожевать на уроке хлеб; -при изучении свойств кислот разрешаю положить в рот кристаллик лимонной кислоты; |
Слушают и воспринимают информацию |
||
-ролевые игры |
Монолог мастера |
Предлагаю взять карточки , на которых написаны разные вещества( оксиды, вода, кислоты, соли) и пойти найти себе пару ( с чем реагируют) |
Слушают и воспринимают информацию |
||
-интерактивная кружка |
Монолог мастера |
На стакане нарисован алгоритм. Учу использовать его порционно ( показывает ) |
Слушают и воспринимают информацию |
||
— бонусы |
Монолог мастера |
Дарю «Сертификат удовольствия» |
Слушают и воспринимают информацию |
||
|
Монолог мастера |
Активным ученикам на уроке дарю « иммунитет» ( в случае не ставить «2» можно использовать один раз в четверти) |
Слушают и воспринимают информацию |
||
-задания на выбор |
Монолог мастера |
При изучении темы урока предлагаю разные варианты работы на выбор ученика.( на слайде разные таблицы) |
Слушают и воспринимают информацию |
||
-удивление фактами |
Монолог мастера |
Во время урока провожу игру «Верите ли вы, что?…» ( предлагает сыграть) Это помогает удерживать интерес на разных этапах урока. |
Играют в игру |
||
— игра « Битва титанов» |
Монолог мастера |
Игра «битва титанов» не только проверяет знания, но воспитывает человеческие качества |
|
||
-урок «Цифры» |
Монолог мастера |
В последние годы нам предлагают участвовать в образовательном проекте« цифры». Нам предлагают разные уроки с разными темами. Все уже разработано. Подключайся и смотри. И всегда помни, что « все в твоих руках» (на слайде- темы и даты проведения уроков в 2024 году) |
Слушают и воспринимают информацию |
||
|
|
Попробуйте ответить, что может учитель -за 1 секунду -за 1 минуту -за 40 минут -за свою учительскую жизнь? — Что мешает учителю быть таким? |
Отвечают |
||
5.Рефлексия |
Задача: обеспечение условий для рефлексивного осмысления участниками содержания и результатов своей работы на мастер-классе посредством выполнения рефлексивного задания |
||||
|
|
СПАСИБО! Мы с вами сегодня прекрасно пообщались на самые разные и очень важные для нас темы, ведь нам , важно общаться, важно, чтоб нас понимали. А теперь я бы хотела услышать, какое настроение у вас после нашего общения.( на слайде -вопросы рефлексии : «Современный урок — это…». -Что ожидали – что получили? -Что сможете использовать в своей деятельности?)
|
Отвечают |
||
|
|
Большое вам СПАСИБО! Вы мне сегодня очень помогали. Я желаю вам , чтоб вы все были счастливы, чтоб ваши уроки были понятны вашим ученикам, что они были полезными, удобоваримыми и красочными (изображение салата на слайде). А ученики с удовольствием поглощали знания на ваших уроках и не уходили домой с «чувством легкого голода» |
|
||