Я золотые гусли взяла

Автор: Князева Любовь Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект НОД по музыке

«Мон зарни крезьме басьти…Я золотые гусли взяла…»

в подготовительной к школе группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Князева Любовь Владимировна

Музыкальный руководитель

 

 

 

 

 

п. Балезино, 2024 г.

Цель: Создание условий для формирования музыкальных и творческих способностей детей через знакомство с удмуртским народным инструментом  крезь.

Задачи:

Познакомить детей с удмуртским народным инструментом крезь.

Формировать у детей навыки культуры слушания, оценочное отношение к содержанию произведений в процессе накопления слуховых впечатлений.

Развивать творческие способности детей.

Воспитывать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость к произведениям удмуртского народа.

Оборудование: Телевизор, музыкальный центр, инструмент-крезь, цветок италмас, картинки с изображением крезя, гитары, скрипки.

Ход ООД:

Дети спокойным шагом на входят в зал под музыку, встают в круг.

Муз. рук: Здравствуйте ребята! (дети здороваются)

Меня зовут Любовь Владимировна,

Чтобы узнать, как вас зовут, мы попробуем сделать так : «Я спрашиваю как вас зовут, а вы звонко, четко и дружно говорите свои имена»

Дети: Катя, Маша…(ребята вместе проговаривают свои имена)

Муз.рук: Вот и познакомились. Ребята, я сегодня пришла к вам в гости, чтобы познакомить вас с удмуртским инструментом. Как вы думаете, как он называется? (дети отвечают).

Хотите познакомиться, узнать много интересного об этом инструменте?

Дети: Да.

Муз.рук: Тогда я начинаю свой рассказ (дети присаживаются на стульчики)

Начну я свой рассказ с легенды о крезе.

А что такое легенда, как вы понимаете это слово? (дети отвечают)

 Муз.рук: Ребята, легенда – это поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии, вымысел, нечто невероятное.

Сейчас мы посмотрим мультфильм, будьте внимательны, а потом мне скажите откуда возник инструмент крезь.

(Дети смотрят мультфильм «Легенда о крезе)

Муз.рук:Вот мы с вами посмотрели мультфильм. Ребята, как вы поняли, откуда у удмуртов появились великие гусли. (дети предлагают свои варианты ответа).

Муз.рук: Правильно, пришел человек и оживил Мудор кыз — мать леса, так у удмуртов появились великие гусли. На что он похож? ( дети отвечают)

Муз.рук: Да, ребята, он похож на полукруг.

Крезь, ребята – это струнный музыкальный инструмент. А какие еще вы знаете струнные инструменты.

Дети: Скрипка, гитара, домра…

Муз.рук: Молодцы, крезь имеет от 14 до 24, 32 или 38 жильных струн.

У некоторых образцов имеются внутренние резонирующие струны, натянутые внутри корпуса для улучшения качества звучаний. Крезь имеет одно или несколько резонаторные отверстия. Ребята, как вы думаете на что они  похожи (дети отвечают)

Муз.рук: Конечно, ребята он похож на крест, а кто-то говорит и на солнышко, потому что раньше крезь использовали для молитв и  обрядов. На нем мог играть только старейшина, самый главный человек в деревне. Вот например, послушайте как это звучало. Муз.рук. играет на крезе произведение « Тон вай шунды….(Солнце дай нам…) удмуртская народная песня (после прослушивания обсуждают, потом разучивают с детьми припев)

Муз.рук. предлагает детям послушать еще один отрывок из другого произведение «Малы тияй? (удмуртская народная песня) (Зачем рвала?) (дети слушают)

Муз.рук: Сейчас мы с вами современные и поем современные песни, вот одна из них моя любимая песня про цветок. Вы, наверно, догадались , о каком удмуртском желтом  цветке идет речь?(Дети отвечают: «Италмас»)

Муз.рук: Правильно.

(Муз.рук. знакомит детей с песней «Италмас» муз. и сл. А. Санникова, разучивают припев, куплеты поют взрослые,  дети  поют припев)

Муз.рук: Ребята, про цветок  италмас можно не только петь, с ним можно еще поиграть в игру «Италмас». Хотите поиграть?

Муз.рук. объясняет правила игры. (Дети встают в круг, водящий – снаружи с цветком италмас) Под музыку дети идут в одну сторону, а водящий в другую. Музыка останавливается, водящий пропускает цветок между двумя детьми, дети разбегаются в разные стороны. Кто первый поймает цветок, тот и водит)

Муз.рук: Ребята, удмурты любят не только петь и играть, а еще они любят танцевать (дети исполняют танец по показу муз.руководителя  под музыку «Ширъян)

Муз.рук.: Ребята, с каким инструментом мы сегодня познакомились? Что нового о нем вы сегодня узнали? Вам понравилось его звучание? (дети отвечают)

Для того чтобы понять, как вы запомнили звучание крезя, мы поиграем в игру «Узнай звук инструмента». Я предлагаю вам послушать звучание инструментов и отгадать, где прозвучит крезь? (дети слушают звучание инструментов: скрипки, гитары и крезя, определяют звучание крезя)

Музыкальный руководитель благодарит детей и прощается с ними.

Дети уходят из музыкального зала под звучание инструмента крезь.

 

 

×
×