Автор: Черепанова Елена Александровна
Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и судьба
Класс: 9
Урок-лекция
Цель: дать целостное представление о личности А.С. Пушкина, о влиянии жизненных обстоятельств на становление поэта и развитие его творчества, способствовать осмысленному восприятию программных произведений
Задачи:
1. Вспомнить интересные факты из жизни писателя, познакомить с новой информацией.
2. Познакомить с основными периодами творчества А.С. Пушкина и их особенностями.
3. Объяснить закономерность распределение поэтического и художественного творчества поэта.
4. Содействовать осознанному восприятию обучающимися художественного текста.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умение аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.
Регулятивные УУД: целеполагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.
Познавательные УУД: общеучебные –умение выявлять главное, систематизировать полученную информацию
Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
I. Актуализация знаний.
/Составить ассоциативный ряд — Александр Сергеевич Пушкин/
II. Открытие нового материала. Основная часть.
Задача: во время лекции заполнить таблицу
I. Детство поэта – 1799-1811 гг.
II. Лицейские годы – 1811-1817гг.
Время поэтического самоопределения поэта, выбора пути
1813г – первые стихи поэта
1814г — в журнале «Вестник Европы» выходит стихотворение «К другу стихотворцу».
1815г – «Воспоминания в Царском Селе» (подписано полным именем поэта).
А.С. Пушкин врывается в литературу. В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, В.Л. Пушкин (дядя А.С. Пушкина) называют его «молодой чудотворец». Г.Р. Державин благословил поэта на творчество, отметив у него абсолютный поэтический слух. В этот период начинается дружба А.С. Пушкина с П.А. Вяземским.
§ Много параллелей с русскими и французскими писателями можно отметить в этот период времени в творчестве поэта.
§ Основные жанры: ода, элегия, послания
Вывод: сквозь внешнюю пестроту и несовершенство поэтических форм лицейской лирики проступила главная черта пушкинского отношения к миру: он воспринимал мир как тайную, скрытую гармонию.
III. Петербургский период – июнь 1817 – начало мая 1820 гг.
А.С. Пушкин поступает на государственную службу в Коллегию иностранных дел, живет в Петербурге.
Проводит время в «Большом свете»: светские отношения, любовные интриги, дружеское общение, занятия поэзией. Дружит с Чаадаевым, сближается с членами тайного «Союза благоденствия». Участвует в работе литературно-театрального общества «Зелёная лампа». Создаёт оду «Вольность» (1817г.), стихотворение «Деревня» (1819г.). Пишет злую сатиру на Александра I.
1818г — эпиграммы на всесильного Аракчеева.
1818г. – «К Чаадаеву» — вольнолюбивая лирика. Стихотворения А.С. Пушкина читались, передавались в рукописях.
За три последних года Пушкин создал свою «потаённую поэзию». Это главный итог петербургского периода.
§ Поэзии свойственны жанровые и стилевые контрасты: ода и элегия; высокие гражданские стихи и грубоватые экспромты.
§ Этот период – решающий этап в формировании оригинального поэтического стиля писателя: выработка собственного художественного метода.
§ 1820 г – поэма «Руслан и Людмила». О Пушкине публично заговорили литературные критики и писатели.
IV. Период южной ссылки – май 1820- июль 1824 гг.
Поворотный этап в жизни поэта.
Изменяется его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превращается в опального дворянина, поэта-изгнанника. Сроков ссылки не было. Она могла стать бессрочной.
Поэт общался с членами «Союза благоденствия» и тайного Южного общества. Не надеялся на мудрость власти и говорил о карающем кинжале.
В Пушкине жило желание действия, борьбы, но друзья оберегали поэта. («Тайного общества не существует»).
· В этот период Пушкин-поэт-романтик
· Жанры: элегия (приобретает другую новую жизнь), дружеское послание, романтическая баллада («Песнь о вещем Олеге»)
· Настоящее для Пушкина: унылое, бесприютное, неопределенное. Это объяснялось психологическим обликом самого поэта.
· В поэмах раскрывалась романтическая модель действительности
«Кавказский пленник» (1821г)
«Братья-разбойники» (1821-1822гг)
«Бахчисарайский фонтан» (1821-2823гг)
«Цыганы» (закончил в Михайловском в 1824г)
К А.С. Пушкину приходит слава первого поэта России.
· Испытывал влияние Д.Г.Байрона
Пушкин преобразил русскую романтическую поэзию: в его произведениях гордый свободолюбивый человек вступает в конфликт с окружающей действительностью. А.С. Пушкин создал образы романтических героев (пленник, Алеко), которые стремились порвать с цивилизацией, найти новые жизненные ценности: свободу, любовь-страсть, близость к природе.
В мае 18233 года в Кишинёве начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин». Замысел – новаторский: искал нового героя, новый стиль.
В мае 1823 года Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа Воронцова. Поэта отправили в отставку за «дурное поведение» (страсть к Е.Воронцовой).
V. Ссылка в Михайловское — август 1824 – сентябрь 1826 гг.
Поэт лишён свободы передвижения. За ними установлен двойной надзор: полицейский и церковный. Пушкин был атеистом, и поэтому в его адрес было выдвинуто обвинение от имени царя Александра I, обвиняли в растлении молодёжи.
Ссылка была бессрочная, поэта полностью вычеркнули из жизни. Дружба с помещицей Осиповой и ее дочерями связывала поэта с внешним миром.
Здесь Пушкин узнает о внезапной смерти своего гонителя Александра I., о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 года и следствии (Николай I). В сентябре 1826 года поэта вызвали в Москву для разговора с царём.
· Происходит смена эстетических ориентиров
· Пушкин двигался от романтизма к реализму, к «поэзии действительности»
· Меняется стиль любовной лирики: слово поэта точно фиксирует психологическую уникальность его переживаний («Я помню чудное мгновенье»)
· Создает цикл «Подражание Корану», «Песнь о Стеньке Разине»
· Историческую Трагедию «Борис Годунов» закончил 7.11. 1825 года. Основная тематика: история и личность, история и народ.
А.С. Пушкин опережал литературу своего времени.
VI. Творчество конца 20-х годов – с 1826 до сентября 1830 года.
8 сентября 1826 года состоялся разговор поэта с Николаем I, который переменил его судьбу: возвратил из ссылки, разрешил жить в Москве, а потом и в Петербурге. А.С. Пушкин в разговоре с царём сказал, что принял бы участие в восстании декабристов, если бы был в Питере. Но царь простил его и пообещал быть цензором его произведений.
Поэт приезжает в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н.Гончаровой.
Пишет стихотворения «Арион», «Во глубине сибирских руд», «Стансы», неоконченный роман «Арап Петра Великого», поэма «Полтава».
· В творчество входит тема Петра. Новый царь поразил поэта прямотой и готовностью к реформам. В поэме «Полтава» (1827г) – новый подход к истории, который проявился в «Капитанской дочке».
· «Поэт» (1827г), «Поэт и толпа» (1828г), «Поэту».
· Философская тематика: «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Анчар», «Брожу ли я вдоль улиц шумных».
Жизненный путь поэта, круг философских вопросов, которые не переставали волновать А.С. Пушкина в 30-е годы.
· Появляется новый мотив: поиск дома, семьи, общества близких людей
1828 году – делает предложение А.А. Олениной. Получает отказ. В декабре на балу встречает Наталью Гончарову. 1 мая 1829 года – делает предложение.
В мае-сентябре 1829 года, не получив разрешение царя, Пушкин совершает большое путешествие после южной ссылки на Кавказ. Делает повторное предложение Гончаровой (1830г), которое было принято.
VII. Болдинская осень – 1830г.
Короткий, но самый плодотворный период.
· «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» параллельно работа над «Домиком в Коломне», последними главами «Евгения Онегина» — сентябрь-октябрь.
· «Маленькие трагедии» — цикл философско-психологических «пьес для чтения» — октябрь – ноябрь.
· «Сказка о попе и работнике его Балде», «История села Горюхина», 30 стихотворений…
· Окончание «Евгения Онегина» – итог пушкинского развития 1820-х гг» (роман рос вместе с писателем)
В этот период в творчестве А. С. Пушкина — «движение к поэзии действительности».
VIII. Творчество 1830-х гг. – 1831 – 1836гг.
18 февраля 1831 года – свадьба с Н.Гончаровой. А.С. Пушкин был зачислен на государственную службу для работы над «Историей Петра». 1833 году царь пожаловал Пушкину придворное звание «камер юнкер», которое для поэта было оскорбительным. В этот период поэта беспокоили долги, материальные заботы, служба, брак.
Многие произведения этого периода не были опубликованы, не имели успеха. Причины падения популярности Пушкина: в обществе был массовым и популярным – романтизм, а новое веяние (реализм) противоречило литературным вкусам.
· Философско-историческая концепция 30-х годов: народ (его символом был Пугачёв) – просвещённое дворянство – самодержавие.
1831/1833 года – работает над «Историей Петра». Собирает материал о пугачёвском бунте, пишет роман «Дубровский» (впервые показал крестьянское восстание). Работает в архивах, поехал на Урал, в Поволжье.
Повесть «Пиковая дама», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», стихотворение «Осень».
· А.С.Пушкин раскрылся как писатель философского склада.
· Философская лирика 1834 – 1836 гг : «Вновь я посетил..», «Была пора», роман «Капитанская дочка»
История, по мнению поэта, — стихийная сила, неподвластная воли и желаниям людей. Итог трудной дороги — бессмертие («Я памятник себе воздвиг нерукотворный», 1836г).
Сплетни, интриги. 25 января 1837 года А.С. Пушкин написал оскорбительное письмо голландскому посланнику, барону Геккерону (Дантес его приемный сын). 27 января на Черной речке состоялась дуэль, на которой великий поэт был смертельно ранен. 29 января (10 февраля) 1837 года в 2 часа 45 минут Александр Сергеевич Пушкин скончался. 3 февраля – ночью гроб с телом Пушкина вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии. 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.
III. Рефлексия
/Какие открытия я сделал на сегодняшнем уроке…
Какие ключевые слова можно добавить к ассоциативному ряду? Почему?/
IV. Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворения (по плану) по теме дружба с учетом периода, к которому относится заданное стихотворение.
1 ряд – «Пирующие студенты» (1814 год) – лицейский петербургский период
2 ряд – «К Чаадаеву» (1821 год) – южный период
3 ряд – «Была пора: наш праздник молодой» (1836 год) – творчество 30-ых годов
Приложение
период |
год |
События в личной жизни поэта |
Особенности творчества: темы, жанры |
Основные произведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и судьба
Класс: 9
Урок-лекция
Цель: дать целостное представление о личности А.С. Пушкина, о влиянии жизненных обстоятельств на становление поэта и развитие его творчества, способствовать осмысленному восприятию программных произведений
Задачи:
1. Вспомнить интересные факты из жизни писателя, познакомить с новой информацией.
2. Познакомить с основными периодами творчества А.С. Пушкина и их особенностями.
3. Объяснить закономерность распределение поэтического и художественного творчества поэта.
4. Содействовать осознанному восприятию обучающимися художественного текста.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: умение аргументировать собственное высказывание, воспринимать альтернативную точку зрения; смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Метапредметные УУД: выявление точки зрения автора и идеи произведения.
Регулятивные УУД: целеполагание, способность принимать учебную цель, выделение главного и второстепенного, контроль, оценка.
Познавательные УУД: общеучебные –умение выявлять главное, систематизировать полученную информацию
Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.