Автор: Лаптева Алена Владимировна
В данной статье был проведен анализ реализуемой антикоррупционной политики в Российской Федерации. В заключение на основе проведенного анализа были выявлены причины и закономерности появления и развития коррупции.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, взятка, гражданское общество, государственный организации, коммерческие организации
На сегодняшний день остро стоит проблема коррупции и борьба с ней в современных реалиях. Антикоррупционная политика фокусируется от Правительства Российской Федерации через такие рычаги, как написание нормативно правовой базы и своевременны, качественный контроль и надзор в данной сфере. Большую роль в это вопросе сыграл 2008 год, когда был принят «Национальные план противодействия коррупции», который обозначил и закрепил проблему на всех уровнях и сформировал базис по борьбе с ней.
Борьба с коррупцией для России актуальна была во все времена. Антикоррупционная политика – это разноплановый процесс деятельности субъектов контроля, надзора и предотвращения коррупционных процессов в современности. Политика в данной сфере является способом основного формирования и поддержания состояния нормативно правового государственного аппарата. Именно поэтому данные органы очень важны для качественного исполнения гражданско-правовой позиции населения.
Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в ст.1 дает следующее определение противодействию коррупции – процесс взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в спектре их взаимно право-обязательных отношений.
Рисунок 1 – Профессиональные обязанности органов исполнительной власти
Изучив рисунок, стоит говорить о многоуровневой системе этого процесса. Структура работы состоит из трёх отдельных, но взаимосвязанных критериях – профилактика, борьба и устранение последствий правонарушений.
№ 273-ФЗ, имеет в своей структуре следующие принципы:
Рисунок 2 – Положения процесса противодействия коррупции в РФ
Принципы основываются в своём регулировании на антикоррупционной политики, которая осуществляются с помощью:
— идеологическо-нравственных мер: суровый взгляд граждан на коррупционные махинации, призыв к антикоррупционному поведению у чиновников;
— нормативно-правовых мер: написание и принятие нормативно-правового базиса, документов, регулирующих отношения в антикоррупционные стези;
— вакантно-кадровых мер: суровая кадровая политика и отбор кандидатов на должности, не только в государственные, но и коммерческие организации;
— контрольно-организационных мер: развитие различного контроля и надзора, регулирование экономических НПА в сфере бизнеса, часть функций государственных структур отдаётся на общее попечительство организаций.
Проблема коррупции является следствием большого количества факторов и механизмов. Выделим следующие, которые способны объяснить беспокойную ситуацию с коррупцией:
1. Ослабление и противоречия между законодательными и исполнительными ветвями власти, также сталкновение интересов различных группировок в данной вопрос (один хотят усилить нормативный аппарат, другие наоборот жаждут его ослабления).
2. Нереализованность национально-перспективной стратегии развития и политика. У российских либералов и демократов отсутствует едино-целевая стратегия экономического сектора по вопросам регулирования коррупционных всплесков.
3. «Эра бепредела», которая характеризуется провалившмся путчем в 1991 г.
Однако стоит отметить, что сейчас система государственных органов продвинулась в регулировании данного вопроса, МВД России, который производит мониторинг, контроль, надзор и своевременную борьбу в данной сфере.
По данным статистики МВД РФ в 2022г. выявлено 18969 преступлений коррупционной направленности, из которых 5596 совершены в крупном и особо крупном размерах, что на 13,6 % больше, чем на 2021 год.
Рисунок 3 – Суммарная составляющая коррупционных преступлений
Анализируя диаграмму, можно сделать следующие выводы: во-первых, 2022 году выявили 18969 преступлений, во-вторых, из общего количества совершено более 5000 в крупном и особо крупном денежном эквиваленте. Должностные лица в меньшей степени принимали материальные ценности, но данный показатель довольно высок по сравнению с другими государствами —5298 на 2022 год (2730 — взятничество, 1900 — дача взятки, 668 — выступали соединяющим звеном в принятии взяток).
Обобщая всё вышесказанное, можно подвести итог, что важно своевременно и качественно реагировать на коррупционные проявления, так как на сегодняшний день показатель считается высоким, а как следствие угрожает безопасности гражданского общества и всей структуре государственных органов. Меньше проявляется этот показатель в нормотворчестве, он практически сведён к 0%, в большей осуществляется в период правой реализации законов, то есть в обычной жизни, когда законы уже исполняются. В связи с этим был принят Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 N 172-ФЗ. Данный механизм противодействия коррупции начал активно действовать на территории России, но небольшие показатели этих экспертиз наталкивают на мысли о том, что-либо нормативно-правовые акты и их проекты действительно не содержат коррупциогенных факторов, либо данные экспертизы проводятся не тщательно и не по всем критериям, определенных законодательством.
1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию [заключена в г. Страсбурге 27 янв. 1999] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 2009. — № 20 (18 мая). — Ст. 2394.
2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 05.06.2021)
3. Антикоррупционная политика в современной России [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А. Шаповалова. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 88 с.
4. Астанин, В.В. Взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции (результаты конкретно-социологического исследования) [Текст] / В.В. Астанин// Мониторинг правоприменения. — 2014. — № 4. — С. 12–24