Особенности работы в инклюзивной школе

Автор: Рюмина Вера Анатольевна

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Задача школы: создать условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В школьном коллективе должна сформироваться установка: «К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся нарушения». Этому как нельзя кстати подходят слова Игнасио Эстрады «Если ребенок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить, так как он умеет».

Первыми и самыми важными условиями для успешной организации инклюзивного обучения являются:

установка положительного психологического климата в классе.

установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.

Одной из трудностей, которая появится у педагога, постараться перестроить своё сознание и научиться строить свои отношения с ребёнком по правилам:

Все ученики равны в школьном сообществе.

Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения.

У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.

Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

.

ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:

— на все органы чувств;

— разнообразные виды деятельности;

— обращение к опыту ребенка;

— комфортные условия на уроке;

— ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

-содружество учителя;

— задания малыми дозами;

— игра;

— чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Мной использовались методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику:

1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности).

2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт.

3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления.

4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.

5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом.

6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.

7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.

8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала).

9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;

10. При работе с дневником обучающегося, делать записи об успехах.

11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание.

12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы.

13. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем.

14. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом.

×
×