«Путешествие юных геологов»

Автор: Татьяна Сергеевна Павлова

МБДОУ «Детский сад №310 г. Челябинска» структурное подразделение

Воспитатель высшей категории

Павлова Т.В.

Конспект занятия для детей подготовительной группы

«Путешествие юных геологов»

 

Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о полезных ископаемых. Расширение знаний о профессии геолога.

Задачи:

1.Воспитывать уважения к людям труда, их деятельности и ее результатам.

2. Воспитывать отзывчивость, умение слушать друг друга, умение работать в коллективе. 3. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы.

 

Этапы образовательной деятельности

Организующая роль педагога

 

1.

Введение в ситуацию (мотивация, включение в деятельность)

Ребята, а вам знакомо слово «музей»? Посещали ли вы, какой- то из музеев в нашем городе или в других городах?

Сегодня к нам пришло письмо от работников Уральского геологического музея. Находится этот музей в городе Екатеринбурге в здании горно-геологического университета. В этом музее  насчитывается более 40 тысяч экспонатов образцов  минералов и полезных ископаемых.

— Интересно, что же в этом письме? Вы уверены, что письмо нам адресовано? Как убедиться? (надо прочитать адрес)

 Значит, можно открывать.  Достаю флешку.

-Что это такое? (флешка)

— Для чего она здесь? (рассуждаем) Может быть на ней какая-то информация?

— Как проверить?

Включаю флешку. Сотрудники музея просят нас помочь найти полезное ископаемое – уголь для выставки. Кто занимается поиском и исследованием полезных ископаемых (геологи).

Правильно, геологи ходят в научные экспедиции и ищут залежи полезных ископаемых, которые находятся глубоко под землей.

Почему некоторые ископаемые называются полезными? Ответы детей. Полезными они называются потому, что приносят пользу людям. Сейчас давайте представим, что мы геологи и отправимся на поиски полезных ископаемых. Хотите? Сможете?

2.

Актуализация

Что нужно геологам в дорогу? (Дети складывают в рюкзак необходимое снаряжение рюкзак: верёвку, компас, фонарик, молоточек, лупу)

 А зачем нам компас? (рассуждения детей) А еще геологам очень необходимы знания. Сейчас нам нужно эти знания получить.

Внимание на экран, смотрите  и запоминайте, какие бывают полезные ископаемые.

И так в путь. Геологи должны быть сильными и смелыми, выносливыми,  уметь находить дорогу.

-А мы обладаем этими качествами? Тогда мы сможем преодолеть все препятствия и достичь цели.  Перед дальней и трудной  дорогой давайте скрепим нашу дружбу, и произнесем девиз:

 «Только смелый и упорный путь преодолеет сложный,

 А еще в дороге нужно — знать секреты прочной дружбы.

Один за всех – и все за одного!».  Что там впереди, посмотрите на экран (слайды). Правильно —  лес и горы.

Идем по извилистой дороге. Посмотрите, что это перед нами?

— Да, похоже на песок. Проверим. Вспомним характеристики песка: твёрдый, сыпучий, желтого или коричневого цвета, не растворяется в воде. Давайте проверим. Верно, это песок. Это полезное ископаемое? Да. Но нам нужно другое полезное ископаемое. Идем дальше?

Что это там впереди? Похоже на мел или известняк. Вспомним характеристики известняка: твердый, плотный, белого цвета, если капнуть каплю кислоты – шипит. Проверяем, все сходится. А известняк полезное ископаемое? Да, правильно. Но это не то, что нам нужно. Продолжаем поиск?

3.

Затруднение в ситуации

Что это такое? Какой — то предмет черного цвета. Как определить, похож ли он на каменный уголь?

Правильно, нужно знать характеристики этого полезного ископаемого.

Как нам их получить?

Ответы детей…Правильно, но сегодня нам поможет информация от работников музея, которая находится на флешке. Внимание на экран.

4.

Открытие детьми нового знания (способа действия)

Просмотр информации об угле. Мы многое узнали, сможем ли мы теперь помочь работникам музея? Нужно изучить найденный образец. Помогут нам в исследовании технологические карты.

Давайте с ними познакомимся.

 

5.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Экспериментирование с использованием технологических карт.

 Какого цвета уголь?

Твердый или мягкий? Как проверить? (надавить пальцами или сжать в кулак)

 Давайте проверим уголь на прочность?

Как проверить? Ударяю по нему молотком, что случилось? (уголь рассыпался) ВЫВОД: Уголь твердый, но не совсем прочный.

Рассматриваем уголь через лупу. Какой он (бугристый)

Опыт: опускаем уголь в воду. Что происходит? Пошли круги, пузырьки вода помутнела.

ВЫВОД: В каждом предмете есть воздух, в пористых предметах больше. При опускании в воду воздух вытесняется, поэтому пошли пузырьки.

Вопросы: Уголь утонул? Почему? (потому что он тяжёлый) Уголь растворится в воде? (уголь не растворяется) Как можно проверить? Помешиваем палочкой воду, выясняем,  что уголь не растворяется, но меняет цвет, она помутнела.

Вывод: Уголь не растворяется ни в одной жидкости. Складываем уголь в рюкзак.

6.

Осмысление (итог, рефлексия)

В результате многочисленных исследований и поисковой работы, что мы обнаружили? Можно ли это ископаемое положить в рюкзак?

Помогли ли мы  работникам геологического музея?

 

4. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор, грамматически правильную речь.

Технологическая карта

1.ВНЕШНИЙ ВИД

 

2.

 

3.СОСТОЯНИЕ

 

4.ПРОЧНОСТЬ

                      

 

5.РАСТВОРИМОСТЬ

                                         

 

×
×