Автор: Вера Викторовна Илюхина
«Никакие знания не передаются иначе, как от человека к человеку; за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник» В. В. Путин
Наверно после этих слов В.В. Путина в 2021 году заговорили о наставничестве, хотя мы знаем, что наставничество было всегда. В центре реализуется много различных проектов: Территория новых возможностей, Формирование навыков безопасного поведения на дорогах через работу школьного сообщества ЮИДД, Модель управления формированием читательской грамотности учащихся, Ранняя профориентация младших школьников. Я выбрала проект « Наставничество», т.к. с января 2022 г. курирую это направление в нашем ЦО. 14.02 2022г было утверждено Положение о системе наставничество педагогических работников в МБОУ ЦО №5 и разработана Дорожная карта. В марте того же года я прошла курсы повышения квалификации при ИПК ТО «Методическое сопровождение реализации региональной модели института наставничества педагогических работников Тульской области». 20.09.22г приказом министерства образования Тульской области была утверждена ведущим наставником. С октября 2022 года член регионального клуба « Наставник», председателем которого является Патрикова Т.С. Это большая помощь в работе т.к мы знакомимся с новыми формами наставничества. Педагогическая дегустация « Попробуй урок на вкус» и др. Все чему там учусь применяю у себя в ЦО.
Проект, который я хочу вам представить – это «Проект универсальной целевой модели наставничества в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр образования № 5 имени Героя Российской Федерации Сергея Сергеевича Громова» : «От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству»
«Наставничество — это система отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому»
Г. Льюис
Современный этап развития системы образования России характеризуется проблемой обеспечения квалифицированными кадрами. С одной стороны, наблюдаются трудности в привлечении молодых специалистов, с другой – явно прослеживается тенденция «вымывания» молодой и средней возрастной категории учителей, выбравших школу местом работы.
В стране практически не происходит обновление педагогического корпуса. Доля учителей пенсионного возраста выросла до 23%. При этом доля педагогов в возрасте до 30 лет составляет всего 13 %.
Средний возраст учителей в России – 52 года, молодые учителя в школах предпочитают не задерживаться.
Таким образом, в настоящее время уже не стоит задача простого воспроизводства, пополнения учительского корпуса, а стоит задача «обновления педагогического корпуса».
Это значит, что традиционные модели воспроизводства учителей не работают. Одним из эффективных способов обновления и сохранения педагогического коллектива является наставничество.
Молодому учителю всегда просто жизненно необходима поддержка со стороны опытного педагога — наставника, способного оказать ему неотложную практическую помощь на рабочем месте, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность.
Для наставника работа с молодым специалистом — способ самореализации, повышение квалификации, выход на более высокий уровень профессиональной компетенции.
Наставничество — это лучший способ передачи опыта через личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.
Особенностью разработанной модели является выделение трех основных групп, участвующих в проекте: молодые специалисты, опыт которых не превышает трех лет; учителя, начинающие работать в учреждении; ученики и работодатель.
Цель проекта: разработка современной модели наставничества в центре образования, обеспечивающей преодоление профессиональных рисков в педагогической деятельности и мотивацию профессионального роста педагогов, а также воспитать педагогов из ученической среды.
Задачи:
1. Анализ теоретического обоснования понятия «наставничество», теоретических подходов к реализации наставничества в образовании
2. Анализ имеющихся в учреждении ресурсов и сложившихся традиций наставничества
3. Соотношение перспективных и эффективных для общего образования элементов системы наставничества с потребностями и возможностями модели наставничества
4. Определение основных участников (групп) процесса наставничества
5. Разработка критериев эффективности модели наставничества
6. Мониторинг эффективности реализации педагогического проекта
Основные направления деятельности:
1. Научно-методическое
2. Организационное
3. Диагностическое
Прогнозируемый результат:
апробация новой модели наставничества, подготовка методических материалов по ее использованию.
Этапы и сроки реализации проекта
Разработка, апробация содержания проекта «От педагогической надежды к педагогическому мастерству и творчеству», включает этапы:
I этап. Организационный (август 2022 года — июнь 2023 года)
1. Подготовка условий для запуска проекта наставничества.
1.1. Обеспечить нормативно-правовое оформление проекта наставничества.
1.2. Информировать коллектив и студентов о подготовке проекта, собрать предварительные запросы педагогов, молодых специалистов, студентов;
1.3. Сформировать команду и выбрать куратора, отвечающего за реализацию проекта;
1.4. Определить задачи, формы наставничества, ожидаемые результаты;
1.5. Определить необходимые для реализации ресурсы — внутренние и внешние;
1.6. Информировать участников о возможностях и целях проекта.
2. Формирование базы наставляемых и наставников.
II этап. Деятельностный (август 2023 года — июнь 2024 года)
1. Обучение наставников.
2. Формирование наставнических пар (групп)
2.1. Выбрать форматы взаимодействия для каждой пары (группы);
2.2. Проанализировать сильные и слабые стороны участников для постановки цели и задач на конкретные периоды.
3. Организация работы наставнических пар (групп)
3.1. Предоставить наставникам методические рекомендации и/или материалы по взаимодействию с наставляемым(и);
3.2. Взаимодействие наставника и наставляемого в различных видах и формах деятельности.
4. Организовать сбор обратной связи от наставников и наставляемых для мониторинга эффективности реализации проекта.
III этап. Заключительный (август 2024 года — май 2025 года)
1. Завершение наставничества
2. Презентация опыта, представление результатов наставничества.
3. Оценка, обработка и анализ результатов проекта.
Риски и возможные способы их предупреждения:
Возможные риски |
Мероприятия по минимизации |
Низкая мотивация молодых специалистов к педагогической деятельности. |
Проведение психологических тренингов, стимулирование молодых педагогов. |
Нехватка времени на работу с сопровождаемыми наставников в связи с большой загруженностью. |
Использование различных видов стимулирования педагогов — наставников, использование дистанционных методов работы. |
Нарушение технологии |
Поэтапный контроль координатора |
|
наставничества-обучение на рабочем месте, пропуск или неполная отработка шагов наставничества. |
проекта, консультации. Посещение курсов повышения квалификации наставников. |
Неправильно выбран наставник (не отвечающий всем критериям). |
Отбор наставников на основе критериев. |
|
Реализуемые программы
Заключение
Наставничество в современном динамичном мире – это эффективный инструмент личностного развития, расширения возможностей, формирования новых навыков и компетенций. Актуальность целевой модели наставничества как компонента современной системы образования РФ бесспорна. Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала.