Автор: Антонова Татьяна Сергеевна
«Как и большинство образовательных организаций нашего округа и всей Московской области наша школа принимает участие в проекте «Предшкола –стандарт детского сада»
Одной из основных целей данного проекта является организация работы по преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Реализация проекта предусматривает поиск и применение образовательными организациями инновационных технологий в предшкольном образовании.
Мы не исключение, и я хочу с вами поделиться проектом нашей школы, который мы начали реализовывать с сентября месяца и представили его на конкурс на статус региональной инновационной площадки Московской области. Называется данный проект «Preschool — журналистика».
Цель данного проекта – «Создание эффективной модели преемственности дошкольного и начального общего образования путем организации совместной деятельности детей, воспитателей, учителей и родителей с использованием технологии «Детская журналистика»»
В чем же идея данного проекта?
Идея проекта «PRE—SCHOOL журналистика» — организовать взаимодействие всех участников образовательного процесса в работе по преемственности дошкольного и начального общего образования, путем интеграции традиций и инноваций.
Традиционными формами знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии дошкольников в школу, посещение библиотеки, спортивного и актового зала, беседы и встречи с учениками школы.
Все это вызывает у детей положительные эмоции, желание пойти в школу, вселяет уверенность в свои силы.
В качестве инновации в совместной работе «Детский сад – школа» используем технологию «Детская журналистика», которая позволяет учитывать интересы детей и их потребности при организации взаимодействия дошкольного отделения и школы, дает детям возможность получать информацию непринужденно, в игровой интересной для них форме. В процессе журналистского творчества дети совместно с педагогами и родителями определяют темы мероприятий, продумывают идеи для совместной деятельности, готовят вопросы для интервью к сотрудникам дошкольного отделения, школы, школьникам, сверстникам, родителям.
В результате совместной деятельности появляется продукт в виде ежемесячного электронного журнала «Детская правда», который доступен всем родителям, сотрудникам, детям нашего образовательного комплекса. В дальнейшем, журналистская деятельность дошкольников будет продолжена участием в создании и выпуске газеты школьного отделения «Семерочка».
Актуальность проекта:
— Проект «PRE—SCHOOL журналистика» предполагает совместную деятельность всех участников образовательного процесса.
К реализации проекта подключены педагоги и дошкольного отделения, и школы, которые продумывают направленность статей, оформляют их, взаимодействуют с родителями.
В проекте принимают участие родители, которые вместе с детьми также готовят материалы для статей, ведут рубрики и помогают педагогам и детям.
И, конечно же дети, с которых собственно все и начинается. В соответствии с ФГОС ДО — поддержка детской инициативы является основным принципом на котором строится образовательная деятельность в современной дошкольной образовательной организации. Наш проект позволяет ребенку быть полноценным участником образовательных отношений, позволяет учитывать их интересы, помогает детям получить ту информацию, которая им необходима и интересна.
— PRE—SCHOOL журналистика – эффективная технология, направленная на речевое, социально – коммуникативное, познавательное развитие дошкольников. В проекте дети учатся взаимодействовать не только сверстниками, но и со взрослыми людьми. Учатся как правильно, уважительно обратиться ко взрослому человеку, например, к учителю или даже к директору. Рубрика «Это интересно» знакомит наших детей и родителей с сотрудниками школы. Уже были взяты интервью у директора Ольги Ивановны, у библиотекаря школы, у сотрудника пищеблока дошкольного отделения.
С точки зрения познавательного развития, подготовка любой статьи требует от детей изучения проблемы, получения дополнительной информации из различных источников. Например, для того чтобы появилась статья для рубрики «Детское чтение для сердца и разума» дети вместе с родителями прочитали повесть-сказку Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», а потом вместе с учителем – логопедом Моосман Татьяной Николаевной рассматривали иллюстрации к произведению, обсуждали сюжет сказки, героев и только потом уже готовили статью.
— В рамках реализации национального проекта «Образование», реализуется комплекс мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся. Проект «PRE—SCHOOL журналистика» в полной мере направлен на формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Это и читательская грамотность, и коммуникативная и информационная, и естественнонаучная.
Ожидаемые результаты проекта:
— создание эффективной модели преемственности дошкольного и начального общего уровней образования с использованием технологии «Детская журналистика»;
— создание итоговых продуктов совместной деятельности детей и взрослых — журнала «Детская правда» и видео-канала.
— создание РППС позволяющей обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей.
Ожидаемые эффекты проекта:
— снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению;
— положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком;
— создание единого образовательного пространства в системе непрерывного образования;
— повышение мотивации родителей к сотрудничеству со школой через включение их в журналистскую деятельность и в результате — повышение уровня доверия родителей к образовательной организации;
— повышение уровня речевого, социально – коммуникативного, познавательного развития дошкольников — готовность получать в диалоге необходимую информацию и пользоваться ею, отстаивать свою точку зрения на основе уважения другого мнения, умение вступать в диалог и вести его, говорить свободно, слушать собеседника.