Автор: Жук Ирина Александровна
|
Жук Ирина Александровна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 129» Г. Череповец, Вологодская обл. |
Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Ключевые слова: культура, культура общения, культура речи, культура речевого общения.
Проблема воспитания культуры речевого общения в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях социологов, педагогов и психологов.
Воспитание культуры речевого общения детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность, поскольку отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.
Прежде чем раскрыть особенности и педагогические условия воспитания культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста, кратко рассмотрим понятия «культура», «культура общения», «речевой этикет», и «культура речи».
Термин «культура» в переводе с латинского означает «возделывание, воспитание, образование, развитие». Отсюда культура – явление не природное, а созданное человеком.
Культура общения – это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе. Это, во — первых, область духовной культуры, связанная с применением языка; во- вторых, это качества речи, которые обеспечивают достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных требований к речевым высказываниям.
В культуре каждого народа веками складывались национально специфические способы социально одобряемого поведения в речевом общении, которые принято называть «речевым этикетом». Речевой этикет определяется как система устойчивых формул общения, предписываемых обществом в качестве правил речевого поведения в определенных речевых ситуациях для установления речевого контакта собеседников.
Культура речи дошкольника характеризуется наличием у ребенка достаточного запаса слов и этикетных выражений, умение разговаривать вежливо, доброжелательно, сохраняя спокойный тон. Это умения внимательно слушать собеседника, спокойно высказывать и отстаивать свое мнение, говорить слова благодарности, приветствия, прощания, извинения, просьбы и т.д.
Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, труде и продуктивных видах деятельности, в значительной мере предотвращает конфликты.
Рассмотрев выше определения понятий, раскроем сущность понятия культуры речевого общения.
Культура речевого общения — многоуровневое понятие. Оно включает в себя большой спектр нормативных актов, приемов и механизмов, методов коммуникации и их правил, и тем самым влияет на качественную характеристику и уровень совершенства общения индивидуума.
Понятие культуры речевого общения принято считать неотделимым элементом общей культуры личности. Именно этот элемент может являться одним из выражений ценностей и личностных постулатов субъекта, его индивидуальных убеждений и жизненных позиций.
Культура речевого общения является достаточно важным жизненным инструментом. Именно она позволяет субъекту не перемещать возникающие конфликтные настрои из деятельной сферы жизни в личную эмоционально-волевую, что уже может прямо повлиять на межличностные отношения между участниками деятельности.
Отражением культуры речевого общения является система языка, поскольку именно в ней и через нее выражается реальная действительность, социальное и общественное сознание, культурные и национальные ценности, духовный уровень развития, традиции, мировоззрение людей. Иными словами, язык – это хранилище всех культурных ценностей.
Основы культуры речевого общения закладываются в дошкольном возрасте. Л.С. Даренская в своей работе приводит примерные умения культуры речевого общения, которые закладываются у детей до их поступления в школу.
Так, к концу дошкольного возраста ребенок должен проявлять следующие умения: в разговоре выдерживать спокойную интонацию, спокойно реагировать на критику, использовать разнообразные формулы речевого общения и другие.
В развитии личности ребенка старшего дошкольного возраста большое значение имеет умение демонстрировать воспитанность культуры речевого общения. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что «социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания».
Вместе с тем исследователи указывают на то, что у современных детей в старшем дошкольном возрасте снижается уровень воспитанности культуры речевого общения и отмечаются некоторые трудности в построении продуктивного взаимодействия в группе сверстников и взрослых.
Мы обратили внимание на то, что в свободном неформальном общении ребенок зачастую забывает использовать речевые формулы. Однако в ситуации, требующей от него продемонстрировать их знание не испытывает больших затруднений.
Для воспитания культуры речевого общения у старших дошкольников нами был разработан комплекс этических бесед, который получил название «Искусство комплимента и благодарности». Этические беседы из данного комплекса рекомендованы к организации во вторую половину дня.
В рамках организации работы по данному комплексу нами были подобраны следующие темы этических бесед: «Друзья у меня в гостях», «Я в гостях у друга», «Как дарить подарки».
Представим последовательность работы с четкими методическими указаниями по этической беседе «Я в гостях у друга».
— Ребята, представьте, что вы собираетесь в гости к другу на праздник, например, у него день рождения. Как надо подготовиться к этому событию, чтобы все поняли, что вы — хороший гость?
Педагог принимает разнообразные ответы детей и обязательно обобщает их: во-первых, нужно принести подарок для друга. Во-вторых, обдумать свое участие в общем веселье.
— Хорошо, про подарок, конечно, не забываем. А вот как можно обдумать собственное участие в празднике?
Педагог подводит детей к мысли о том, что ребенок может спланировать исполнение песни, игру на музыкальном инструменте, чтение стихотворения, короткого шутливого рассказа и так далее.
— А как вы думаете, можно приходить на праздник с плохим настроением? Почему?
Педагог обращает внимание детей на то, что с собой в гости обязательно нужно взять хорошее настроение и доброжелательное отношение ко всем, кто будет в гостях.
— Праздник подходит к концу, подарки вручены, развлечения закончились. Что нужно сделать в конце праздника?
Педагог побуждает детей к формулированию четкого полного ответа. Обобщает ответы детей.
В заключительной части этической беседы мы можем ввести персонажа, например игрушку — мальчика, с помощью которого дети закрепят обсуждаемый ранее материал.
— Нашего с вами гостя Степу волнует вопрос: «Что можно, а что нельзя делать, если в гостях друзья?»
Какие правила гостевого этикета вы можете подсказать Степе?
Совместно с педагогом дети называют перечень правил, примерный перечень которых может выглядеть следующим образом: гостей приглашают за несколько дней; гости всегда хорошо одеты; гости приходят с хорошим настроением, подготавливают для праздника шутки, загадки, выступления; если гость отказывается выступать, не надо его заставлять; гости благодарят хозяев за праздник в конце его и иногда даже на следующий день и др.
Итак, работа по организованному нами комплексу работы позволила решить две очень важные цели в развитии детей старшего дошкольного возраста: обобщение представлений детей о различных этикетных формулах, введение их в повседневное употребление; совершенствование представлений о гостевом этикете, способах выражения комплимента и благодарности.
Поэтому, использование этической беседы как формы воспитания культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста определяет возможность эффективного и плодотворного развития диалогической речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.
Список литературы:
1. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников: пособие для воспитателей [Текст] / О. Ю. Брезгина. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 112 с.
2. Даренская, Л. С. Воспитание культуры общения [Текст] / Л. С. Даренская // Ребенок в детском саду. – 2012. – №1. – С. 18-23.
3. Краткий философский словарь [Текст] / под ред. А. П. Алексеева. – М.: ТК Велби, 2014. – 357 с.
4. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования в ред. Приказов Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2019№ 31, от 08.11.2022 № 955
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г.