Автор: Александр Васильевич Василенко
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им
присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и
экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует
этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он
является ведущим, а в первые три года – практически
единственным способом познания мира. Своими корнями
экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в
том, что он дает детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами и со средой обитания.
Детское экспериментирование — это не изолированный вид
деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и,
в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой
стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают
благоприятные условия для экспериментирования, с другой —
экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес,
способствует развитию наблюдательности и формированию
трудовых навыков.Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие
речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах
экспериментирования: при формулировании цели, вовремя
обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете
об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль
облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной
деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты
изобразительные способности ребенка, тем точнее будет
зарегистрирован результат природоведческого эксперимента:
ребенок передает его детали вовремя изобразительной
деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны
развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.Очевидна связь экспериментирования с формированием
элементарных математических представлений. Во время
проведения опытов нередко возникает необходимость считать,
измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает
математическим операциям реальную значимость и способствует
их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами
деятельности – чтением художественной литературы, смузыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены
не столь сильно.Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к
исследованию, развивает мыслительные операции (анализ,
синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует
познавательную активность и любознательность ребенка,
активизирует восприятие учебного материала.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них
фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не
прошел. К. Е. Тимирязев