Развитие познавательных способностей в рамках работы кружка «Исследовательская деятельность»

Автор: Чиркова Ольга Владимировна

 

Понятия «исследовательская» и «проектная» работа уже давно вошли в учебный процесс, но по-прежнему вызывают много вопросов как у обучающихся, так и у из родителей. Почему написание проекта или исследования вызывает столько сложностей? Уже не один год проходят конкурсы проектных и исследовательских работ среди обучающихся разного возраста, начиная с самых маленьких. Но, всё же, этот формат работы в большей степени соответствует направлению работы с одарёнными детьми. На сегодняшний день основная масса детей и родителей не вполне чётко знакомы со структурой, порядком проведения подобной работы. А всё неизвестное, как известно, пугает.

Поэтому в нашей школе уже в начальных классах мы массово работаем над тем, чтобы дать представление абсолютному большинству учащихся и родителей о проектной и исследовательской деятельности. Мною составлена программа кружка «Исследовательская деятельность». Работа кружка осуществляется р рамках внеурочной деятельности, занятия посещают все обучающиеся класса. Не каждый ребёнок в начальной школе может создать качественный проект или исследование. Но обязательное создание проекта и не является самоцелью работы кружка. Цель занятий кружка – познакомить с основной структурой проекта или исследования и вооружить ребят приёмами и способами действий, которые они смогут использовать в дальнейшей работе такого  характера.

Исследование – процесс познания чего-то нового. Поэтому на развитие познавательных способностей направлено содержание занятий кружка.

Какие познавательные способности мы развиваем?

— Способность видеть проблемы.

— Способность задавать вопросы.

— Способность выдвигать гипотезы.

— Способность наблюдать.

— Способность классифицировать, структурировать материал.

— Способность делать выводы и умозаключения.

1. Способность видеть проблемы и выдвигать гипотезы.

Одной из главных задач в развитии исследовательских умений является умение видеть проблему. На наш взгляд первостепенной задачей является научить ребёнка видеть и «прочувствовать» проблему внутри себя. Ведь только после того, как ребёнок (примет её, как свою), он с помощью учителя проанализирует свои ресурсы и составит план действий для её решения. Стоит нам только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения — изобретать гипотезы. Исследователю необходимо уметь выдвигать предположения, гипотезы. Для этого требуются оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Важно научиться вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи. 

Рассмотрим не сколько примеров:

Задание 1. Назови 5 самых правдоподобных причин предлагаемого явления. Каждый ответ начни со слов:

— Может быть…

— Предположим…

— Допустим…

— Возможно…

— Что, если…

Почему: течёт вода, дует ветер, летают самолёты.

Задание 2. Назови самую неправдоподобную причину событий. Используй слова «потому что …»

— кошки мяукают, потому что …

— самолёт оставляет в небе след, потому что …

— растения зелёные, потому что …

Задание 3. Упражнение на обстоятельства. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:

· Сумка 

· Соль 

· Пипетка 

· Носовой платок 

· Зубочистка 

· Автомобиль 

· Молоток 

2. Способность задавать вопросы.

Умение задавать вопросы тесно связано с умением видеть проблемы. Если ребёнка систематически не отучать от стремления задавать вопросы, то он вырастет любознательным. А это обеспечит ему позитивную мотивацию к учению на весь его период.

Игра  «Угадай, о чём спросили».         

Ученику, вышедшему к доске, даётся несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Какие бывают вещества?».

Ученик отвечает: «Вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Вопросы должны быть  сформулированы по изученному материалу.

Игра «Черный ящик». 

С помощью вопросов надо отгадать, что в ящике? Нельзя задавать вопрос: « Что это?» и «Как это называется?» Выигрывает тот, кто задал меньше вопросов и угадал, что спрятано. Следовательно, вопросы должны быть содержательными, конкретными.

3. Способность наблюдать.

Наблюдение – один из самых доступных и основных методов исследования. Помните, что смотрим мы глазами, слушаем ушами, а вот видим и слышим – умом. Поэтому развитие способности наблюдать означает развитие способности мыслить.

Задание 1. Понаблюдай за людьми и нарисуй, какие у них бывают причёски, брови,  усы. Постарайся при этом изобразить, как меняется лицо человека в зависимости от настроения.

Задание 2. Вспомни и назови разные предметы, которые одновременно белые, блестящие, холодные.

Задание 3. Оглядитесь и назовите предметы, которые имеют форму прямоугольника, красного цвета.

4. Способность классифицировать. Способность структурировать материал.

С помощью классификации и структурирования можно не только упорядочивать результаты наблюдений в значимые блоки, но и преобразовывать конкретные сведения в абстрактные категории.

Задание «Матрица идей».

При решении какой-либо проблемы часто возникает много интересных идей. Чтобы выбрать из них оптимальную, заполняем матрицу для оценки идей. Для этого составляем и заполняем таблицу, в которой указаны возможные варианты и критерии оценивания идеи. Затем выбираем лучший вариант. Например:

Проблема: как и где устроить бездомного щенка.

Идея 

Легко 

Дёшево 

Быстро 

Безопасно 

Комфортно 

Итог 

Поселить дома

— 

— 

— — + + +

Найти нового хозяина

 

 

 

 

 

 

Построить ему будку во дворе

 

 

 

 

 

 

Отнести в приют для животных

 

 

 

 

 

 

Вывод: лучшая идея …

Задание «Разбей на группы». Детям раздаются карточки, на которых написаны слова. Необходимо записать эти слова на группы и дать название каждой группе. Важно: задание должно содержать разные варианты распределения слов. Например:

1 вариант:

Члены семьи: дедушка, бабушка, дочь.

Профессии: актёр, слесарь, повар.

Овощи: помидор, редиска, огурец.

2 вариант:

Существительные женского рода: дедушка, редиска, дочь, бабушка.

Существительные мужского рода: актёр, помидор, слесарь, огурец, повар.

3 вариант:

1 слог: дочь.

2 слога: актёр, слесарь, повар.

3 слога: помидор, редиска, огурец, бабушка, дедушка.

Задание «Найди лишнее». 

Детям предлагается набор карточек с изображением предметов. Учащимся необходимо найти закономерность в расположении предметов и указать лишнее.

Примечание: возможно несколько вариантов ответов, поскольку лишним предмет может быть по нескольким признакам. Учащиеся предлагают варианты ответов.

Задание «Найди аналогию».

Называется какой-либо предмет или явление. Необходимо назвать как можно больше явлений или предметов, сходных с ним по различным существенным признакам (вкусу, цвету, форме, размерам и др.) Например, к слову «вертолет» можно подобрать следующие аналогии:  птица, бабочка (летают и садятся), автобус, поезд (транспортные средства), штопор и вертолет (важные детали вращаются).

Слова: дрель, телефон, стул, человек, палка, ваза, цветок, мяч, вода.

5. Способность делать выводы и умозаключения.

Любое исследование требует умения делать умозаключения, грамотно и правильно формулировать выводы, основываясь на имеющейся информации. Это, на первый взгляд, простая операция часто вызывает затруднения у младших школьников. Целесообразно начинать работу с простых заданий на умозаключения, постепенно усложняя их.                                                                                                                      

Задание. Определить истинно или ложно умозаключение. Доказать своё мнение.

— Все деревья имеют ствол и ветви. Тополь – дерево. Значит, тополь имеет ствол и листья.

— Все волки серые. Пёс Барбос серый. Значит, Барбос – волк.

— Некоторые птицы поют по утрам. Соловей – птица. Значит, соловей поёт по утрам.

— Все котята умеют мяукать. Лёша умеет мяукать. Значит, Лёша – котёнок.

Как Вы видите, эти умения являются структурными компонентами именно исследовательской деятельности. Последовательно изучая и отрабатывая каждое умение, мы строим из них несколько упрощённый алгоритм проведения исследования. Таким образом, реализуется цель работы кружка, а обучающиеся вооружаются основными умениями, необходимыми для продуктивной работы по созданию проекта или исследования.

 

×
×