Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков с умственной отсталостью

Автор: Бондаренко Анна Николаевна

Тренинг по развитию коммуникативных навыков для подростков с умственной отсталостью

Теоретический анализ проблем коммуникации подростков с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) показал, что нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.

Цель тренинга: развитие коммуникативных навыков и формирование умений конструктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ с легкой и средней степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Основные задачи тренинга: способствовать:

§ выявлению и коррекции неэффективных стереотипов общения;

§ формированию навыков эффективного общения: открытого выражения чувств и желаний, рефлексии, обратной связи, умения анализировать реальные ситуации;

§ оптимизации общения подростка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций;

 

Тренинг «Свеча дружбы»

 

Список правил для групповой терапии: 
1.Слушать друг друга. 
2.Не перебивать говорящего. 
3.Уважать мнение друг друга. 
4.Я –высказывание. 
5.Безоценочность суждений. 
6.Активность 
7.Правило «СТОП» 
8.Конфедециональность.

Разминка – погружение

 

 В начале нашего занятия хотелось бы узнать:

·         У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;

·         Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;

·         Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;

·         Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников ;

·         Потопайте  те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;

·         Кивните головой  те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.

 

Сегодня  я проведу  для вас тренинг на сплочение.  На данном занятии мы поговорим о вашем  классе, о взаимоотношениях друг с другом.                                              

   Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом .  

Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. 

Слепой и поводырь

«Слепому» завязывают глаза, задача «поводыря» провести «слепого» из пункта А в пункт Б. Задача всех остальных ребят – усложнять путь, придумывать препятствия (поставить стул на пути и т.д.) После прохождения следует все обсудить.

Упражнение «Кочки»

Группа становится в ряд. Участникам связываются ноги (правая первого с левой второго) – получается цепочка.

Задание: перейти цепочкой через комнату по «кочкам». Ребятам говорится, что перед ними болото, если кто-то вступает в болото – начинается все сначала.

Упражнение «Ладошка»

На листе бумаги каждый участник обводит ладошку, и внутри контура пишет качество, которое нравиться ему в самом себе. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся им в хозяине ладошки.

Стекло

Сейчас вы должны разбиться на пары и встать друг напротив друга. Ваша задача поговорить с одноклассником, стоящим напротив, на какую-нибудь тему. Сложность в том, что нельзя произносить ни слова, все нужно изображать жестами. Представьте, что между вами звуконепроницаемое стекло. Какие вы молодцы! И с этим заданием справились.

Свечка

«Свечка» — это традиция в детских лагерях, когда по вечерам собираются все участники, зажигают свечу и рассказывают о событиях за день, своих эмоциях и чувствах. В коллективе происходит рефлексия. Что понравилось или не понравилось в занятии, кому сказать спасибо, а кто молодец. Первым начинает психолог.

Обсуждение. Какие чувства возникли во время этого занятия? — Что бы вы хотели изменить? Что вам больше всего понравилось?

×
×