Профессиональная направленность преподавания русского языка в СПО (система работы преподавателя русского языка по изучению профессиональной лексики и терминологии)

Автор: Алла Борисовна Панина

Профессиональная направленность преподавания русского языка в СПО (система работы преподавателя русского языка по изучению профессиональной лексики и терминологии).

 

 В Национальной Доктрине образования Российской Федерации профессиональное образование   признается  сферой ответственности интересов государства, принципиальные положения которой получили развитие в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г., определившей   профобразование фактором формирования нового качества экономики.  В условиях развития интегрированных рынков труда перед  системой профессионального образования   стоит задача подготовки интеллектуально развитых высоко квалифицированных специалистов, способных к необходимому постоянному  обучению.  В исследованиях, проводимых П.К.Анохиным, А.Н.Джуринским, Е.В.Ткаченко,  находит свое обоснование и подтверждение  тенденция сокращения объема универсального образования в пользу усиления профессионального, специализированного, т.к. рынок формирует конкурентноспособность заявленных профессиональных предпочтений,  является детерминантом в развитии системы профессионального образования и определяет специфическую особенность профессионального образования – практикоориентированность.  С введением  понятий ключевых умений, мобильных (профессиональных) компетенций в обучении, основанном на предметно — деятельностном  подходе, реформируется вся система профессионального образования.

От организации учебного процесса по изучению профессиональной лексики зависит успешность адаптации учащихся  в профессиональной сфере, дальнейшее усвоение специальных знаний, процесс подготовки будущего специалиста, поэтому  важным направлением  преподавания  русского языка в образовательных учреждениях СПО является работа по изучению терминологии и  профессиональной  лексики, которая строится на основе полученных знаний учащимися по русскому языку в школе (основной и полной). Перед преподавателем русского языка стоит  задача  организации повторения пройденного материала, закрепления, систематизации и совершенствования навыков владения устной и письменной речью,  изучения основных терминов, овладения навыками  их  применения, для  формирования профессионального словаря  будущего специалиста.

          Организация учебной работы по изучению терминологии и  профессиональной лексики имеет свои структурные  особенности, предусматривающие определенную последовательность (алгоритм) действий  не только преподавателя русского языка, но и всего педагогического коллектива ОУ, заключающихся в:

·        учете специфических особенностей специальностей ОУ;

·        проведении консультаций  с преподавателями русского языка и специальных дисциплин по составлению словаря;

·        изучении программ, учебников профессионального цикла, преподаваемого в ОУ;  

·        составлении общего учебного плана каждого предмета по кон­кретным разделам, темам и параграфам;

·        составлении перспективно — тематического плана по предмету с выделением графы «Межпредметные связи», в которой ука­зывается предмет, раздел, тема, параграф, кратко формулируя со­держание материала, через который осуществляется межпредмет­ная связь;

·        отборе конкретного  лексического материала из разных источников с учетом целей и содержания каждого урока по предмету;

·        определении целей  и строгая последовательность введения материала меж­предметных связей для каждого урока;

·        определении места материала межпредметных связей в уро­ке, форм и методов организации и проведения уроков;

·       организации взаимопосещений уроков (или посещения уроков спецтех­нологии и производственного обучения преподавателями русского языка и литературы);

·      составлении основного (опорного) профессионального терминологического словаря для  совместной работы на уроках русского языка и специальных дисциплин;

·        распределении слов-терминов по курсам и темам для каждой специальности с учетом  требований программы по русскому языку;

·        выработке единых требований к нормам применения терминов в устной и письменной речи учащихся;

·        изучении методической литературы и опыта работы других коллег и ОУ;

·        оформлении  в кабинетах русского языка и специальных дисциплин стендов «Пиши и говори правильно», с включением в экспозицию изучаемых терминов указание правильного произношения слова,  пояснения его значения;

·        разработке программы практических занятий по отработке навыков применения терминов;

·        разработке программы факультатива по изучению профессиональной лексики;

·        организации  и проведении факультативных занятий: определение тематики, времени, формирование структуры занятий;

·        определении тем для работы  текстом  в рамках конспектирования, реферирования, исследований и пр.;

·        разработке требований к учащимся по выполнению домашних заданий в традиционной и дистантной форме обучения, ведению конспектов и записей в тетрадях;

·        организации внеклассной работы с  учащимся в усвоении технической специальной терми­ноологии и пр.

В целях совершенствования  учебного процесса ОУ СПО  по изучению профессиональной лексики и терминологии целесообразным является деление учебного процесса  на 3 части:

·        учебную (основную) — урок русского языка, предусматривающий  теоретические и практические занятия;

·        внеучебную (допонительную) — факультативные занятия по изучению профессиональной лексики;  

·        дистантную (домашнюю)  — закрепление  полученных знаний и их применение  в творческой, исследовательской деятельности учащихся, выполнения домашних заданий.

 

1.Учебная деятельность.

Работа по  изучению профессиональной лексики и терминологии  в ОУ СПО ведется на основе деятельностного, личностно — ориентированного подхода  с применением  инновационных педагогических и информационно — коммуникативных технологий, с  использованием компьютерных программ и тренажеров, электронных пособий  — справочников и энциклопедий, привлекая ресурсы системы Internet для  связи с преподавателем  в электронной почте.  работы  над усвоением значений терминов не только расширяет словарный запас учащихся, повышает грамотность, но, развивая, формирует профессиональное  мышление.  Подбирая  лексический материал   для упражнений и тестов,  диктантов и изложений,  связанных  с будущей профессиональной деятельностью учащихся,  преподавателю необходимо уделять внимание  работе над усвоением общетехнических терминов. С этой целью  необходимо обратиться к наследию отечественных педагогов-словесников, имеющих колоссальный   опыт работы в профессионально-технических училищах и техникумах, разработавших основную концепцию преподавания русского языка  в профессионально-техническом образовании, но и заложивших основы изучения профессиональной лексики и их практического применения. Например, Б.Х.Гаибова, Л.К.Лайда, К.П.Вертиковой, А.В.Афанасенко, С.А.Оганесян, И.С.Савельзои, Ш.М.Джафарова, Н.Т.Гукасян и др., работа над тех­нической терминологией которых  способствовала воспитанию в учащихся любви к своей профессии,  людям труда, более глубокому понима­нию   значения   культуры   речи   для   квалифицированного   рабочего и специалиста. Содержание работы по изучению профессиональной лексики на уроках русского языка предусматривает не только словарно-орфографическую работу, развитие фонетических, морфологических навыков,   совершенствованию навыков связной речи и конструирования текста,  но и  распределение  основных  разделов по принципу значимости и последовательности в соответствии с  Программами.

×
×