Проект «Маленькая страна под названием – Семья!»

Автор: Петрушина Вера Владимировна

Тип проекта: ценностно-ориентированный, познавательный. Время проведения: среднесрочный (с сентября по ноябрь 2024г).

Участники   проекта:   дети   подготовительной   к   школе   группы,                     воспитатели, родители детей.

 

Проблема:   ограниченность   знаний   детей   о   своей   семье,   о   своём                    роде,                     о существующих семейных традициях.

 

Цель: формировать у детей чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье; создание генеалогического древа семьи.

 

Задачи:

Образовательные:

расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью.

формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие. организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.

Развивающие:

 

создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность.

развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.

Воспитательные:

воспитывать     у    детей    нравственные     чувства:    отзывчивость,                         сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам.

прививать   чувство   привязанности   к   дому   и   семье,   помочь                    детям      понять значимость семьи для человека и общества.

Ожидаемые результаты:

Повышение у детей уровня знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах.

 

Усвоение       детьми     понятий:     «предки»,     «родословная»,                      «родственники»,

«генеалогическое древо».

Совместная    деятельность    благоприятно    скажется    на    детско-родительских отношениях.

Развитие сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада.

Умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки.

У детей формируются познавательные способности, они пробуют делать выводы и умозаключения.

Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми приведет к сближению в достижении общей цели: воспитание гармонически развитой личности.

 

Актуальность

Часто слышны высказывания на дефицит у россиян национального самосознания, на отсутствие единства нации. Но ведь нация начинается в семье. А семья — это не только «папа, мама, я» (зачастую эта цепочка бывает еще короче), это целый род. Знать свой род, семью, их историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а членом своей семьи, частичкой родных людей, создающих историю и судьбу своей страны. Это важное условие самосознания и показатель культуры отдельного человека и всех людей. В тоже время в семье, где все знают друг друга и воспитываются в духе взаимопонимания и взаимопомощи, ребёнок становится ответственен за свое поведение, за свою жизнь.

Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Для ребенка дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности. В старшем дошкольном возрасте педагоги начинают формировать социальные роли: я — член семьи, я — член коллектива, я — житель этого города, я — гражданин России, и только после этого, я — житель планеты Земля. Даже в самой «плохой» или

«трудной» семье у ребёнка формируется эмоционально-насыщенный образ родного дома. Дети должны учиться не столько брать, а самое главное — отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу. Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви.

На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Помогут не только экономические меры. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе. Детский сад и семья должны объединять усилия. И дошкольное образовательное учреждение и родители должны работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за воспитание и развитие.

В статье 44 Закона об образовании говорится:

 

Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. А образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей.

 

Существует множество проблем современной семьи:

большинство семей озабочены решением проблем экономического, физического выживания;

родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка;

ограниченность общения взрослого и ребёнка; недостаточность эмоционального компонента общения.

Необходимо   ликвидировать    эти    проблемы   в    целенаправленной                        работе                 и формировать у родителей педагогическую компетентность.

 

Общаясь с детьми, выясняется, что дети не знают своих родных, имен своих бабушек и дедушек, их профессий, интересов семьи. Поэтому тема для меня стала актуальной. Изучение истории семьи является одной из значимых и возникает потребность в её изучении. Без активного участия родителей, работа воспитателей не принесет нужных результатов.

 

Введение

Семья и дом – это не только и не столько кров, а это близкие люди, продолжение рода. Семья — это семь «Я». Корни любой семьи уходят далеко в прошлое. До начала 20 века семьи были большими и дружными, крепкими. Жили на Руси весело, старых уважали, молодых оберегали. О семье складывали сказки, рассказы, стихи, множество пословиц и поговорок. Недаром слова мама, родина, семья, дом испокон века назывались — святые или красные слова.

 

Знают ли наши дети корни своей семьи, её интересы и историю? Какие взаимоотношения у членов семьи?

Ответы на эти вопросы были получены в ходе реализации творческого проекта

«Моя семья».

Содержание проекта Организационный этап

    Определение темы проекта, изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с темой проекта детей и родителей.

Составление плана основного этапа проекта

 

 

1.  Подготовительный этап

      Подготовка наглядного дидактического, демонстрационного материала по данной теме.

 

    Опрос детей и обсуждение проблемных вопросов (Кто такая прабабушка?, Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род?, А у животных тоже есть родители?)

Сбор, анализ и обобщение информации о понятии «семья».

Подборка игр, атрибутов для игровой деятельности.

Подготовка методической, научной и художественной литературы в книжных вариантах и в сети интернет.

Подбор материала и инструментов для изобразительной и продуктивной деятельности .

Совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов.

 

2.  Основной этап. Практический Игровая деятельность.

Игры с конструктором: «Двухэтажный дом для семьи».

Цель: развивать умение воспринимать предметы и явления во взаимосвязях, устанавливать их, аргументировать свои решения, развивать воображение, учить сооружать постройку с перекрытиями, определять какие нужны детали.

Дидактическая игра: «Почта доверия» (дети фразами высказывают своё отношение к характеру поведения в различных ситуациях).

Д/игры: «Составь свою семью», «Кто моложе, кто старше», «Кто сказал комплимент?», «Угадай, кто это?», «Подбери слова-действия», «Кто кем, кому приходится».

Цель: уметь выделять логические неточности, различать голоса близких людей, закреплять умение согласовывать свои действия с действиями других участников игры, развивать сообразительность, умения решать поставленную задачу.

Настольная игра «Профессии».

Цель: расширять представление о разнообразных профессиях, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

 

Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Я умею…»

 

Сюжетно-ролевые игры: «Семья. День рождения», «Я гуляю с братом и сестренкой», «Наша семья празднует новый год», «Мы помощники для мамы»,

«Едем в гости».

 

Цель: воспитывать навыки культурного общения, активизировать соответствующий тематике словарь, развивать творческое воображение, содействовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни.

 

Познавательное развитие.

 

Непосредственно-образовательная деятельность: «НОД «Моя семья».

 

Цель: ознакомление детей с конвенцией о правах ребенка, дать представление о защите прав ребенка членами его семьи, закреплять представления о семье, развивать толерантность и эмпатию.

 

НОД «Род и родословие».

 

Цель: закреплять представления о родственных отношениях, формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о традициях и обычаях семьи, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.

 

Познание ФЭМП.

 

Решение логических задач по теме «Семья» (см. приложение). Рассказ воспитателя: «Когда взрослых нет дома».

Цель: воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь близких людей.

 

Беседы: «Какие обязанности ты выполняешь дома?», «Имена моих родных», «Что значит любить родителей?», «Что такое генеалогическое древо?», «Родственные отношения».

 

Цель: Расширять знания и представления о семье, уточнять знания о родственных связях, учить отвечать на вопросы, развивать навыки правильного грамматическ

×
×