Автор: Шляхова Светлана Юрьевна, Кузнецова Светлана Владимировна
Авторы:
Шляхова С.Ю.,
инструктор по физической культуре,
Кузнецова С.В.,
музыкальный руководитель
Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста.
Музыкально-ритмические навыки играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста.
Для сохранения физического и психологического здоровья детей большое значение имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов.
Музыка и движение — это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребенка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перезагрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.
Танцы, игры с музыкой и музыкальные инструменты поддерживают активное физическое развитие детей. Дети учатся двигаться в такт музыке, развивать свои моторные навыки и улучшать свою физическую форму.
Музыка и ритм помогают развивать координацию движений, баланс, гибкость и выносливость.
Музыкально-ритмические упражнения также оказывают положительное влияние на психологическое развитие детей. Они помогают детям выражать свои эмоции, улучшать настроение, укреплять самооценку и самовыражение. Музыка способствует развитию детской фантазии, творческого мышления, воображения и способности к концентрации.
Музыка и ритм помогает детям развивать социальные навыки, такие как взаимодействия с другими детьми, участие в групповых занятиях, взаимопонимание и коммуникацию. Дети учатся сотрудничать, слушать других, выражать свои мысли и чувства через музыку, что способствует развитию их социальной компетенции.
Примеры ритмических упражнений:
1. «Молния-гром». Дети стоят в кругу и по очереди хлопают в ладоши, имитируя звук молнии, а затем топают ногами, имитируя звук грома. По команде все дети должны делать это одновременно.
2. «Шаги». Дети маршируют на месте в такт музыке, меняя шаги: сначала медленные, потом быстрые, потом прыжки, потом бег и т.д.
3. «Пальчики-веер». Дети сжимают и разжимают пальчики в такт музыке, как бы открывая и закрывая веер.
4. «Классика». Дети просто танцуют под классическую музыку, делая различные плавные движения: круговые, вверх-вниз, в стороны и т.д.
5. «Танцы с платочками». Дети держат в руках платочки и двигают ими в такт музыке, делая различные движения: круговые, вверх-вниз, в стороны и т.д.
Данные упражнения помогут детям развивать ритмическое чувство, координацию движений, а также подготовят их к изучению музыки и танцев в бедующем.
Таким образом, музыкально ритмические навыки играют важную роль в физическом, психологическом и социальном развитии детей дошкольного возраста. Родители и педагоги могут использовать музыку как инструмент для разностороннего и гармоничного развития своих детей.
Литература:
1. Александрова Н. Г. О ритмическом воспитании. М. 1920г., -12с.
2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М. 1960.
3. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. 1966г., -С234-.
4. Кольцова Н.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. 1973г., -150с.
5. Руднева С. Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение. 1972г., -с19.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика., М.: Просвещение. 1990г.,128с.