«Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Автор: Плут Наталья Анатольевна

«Взаимодействие  с родителями по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья- источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

Формирование патриотических качеств личности дошкольников через взаимодействие с семьёй можно через различные формы сотрудничества.

1. Проектный метод в работе с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию.

Педагогический проект «История развития Новониколаевск-Новосибирск».

Проект   «Люблю берёзку русскую».

Проект «Россия- страна мастеров».

Проект «Наша гордость -театр Оперы и Балета».

Проект «Моя семья». (реализованные)

Проект «Родной свой край люби и знай!».

Проект «Маленький патриот».

Проект «Мой город в истории Победы» и т. д.

2. Нетрадиционные формы родительских собраний.

КВН «Влияние природы на всестороннее развитие личности ребенка».

Круглый стол «Нужно ли воспитывать в детях патриотизм»; «Воспитание любви к родному городу в детском саду и семье»; «Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины»; «Из чего складывается трудолюбие?».

3. Консультации для родителей.

«Актуальность патриотического воспитания в современном обществе».

«Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников».

«Как воспитать патриота».

«Как приучить детей охранять природу».

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне».

«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе».

4. Тематические и традиционно-календарные праздники.

«Осенняя ярмарка»«День народного единства», «День матери», «Новогодний праздник», Рождественские праздники: «Пришла коляда — открывай ворота», «День защитника Отечества», «8 марта», «Масленица», «Встреча весны — фольклорный праздник», «День Победы», «День города».

Спортивные мероприятия.

5. Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьей по патриотическому воспитанию («Русская изба», состоящая из нескольких экспозиций: «Изделия из бересты», «Игрушки наших прадедов», «Бабушкин сундук», меняющиеся экспозиции).

6. Использование наглядно-информационных и агитационных форм.

Проведение акций«Берегите первоцветы», «Мы за чистый город», «Землянаш общий дом» и другие.

7. Оформление тематических стендов: фотовыставки семейной тематики, «Фронтовики, наденьте ордена», «Наши достижения», «Как я провел лето» в соответствии с календарно-тематическим планированием.

9. Тематические дни:  «Синичкин день», «День здоровья», «Международный день театра», «День дошкольного работника»«День смеха», «День защиты детей».

10. Участие в конкурсах МКДОУ.

«Моя мама рукодельница»«Столовая для птиц», конкурсы рисунков «Мой любимый город», «Зимняя сказка» — новогоднее оформление, конкурс плакатов «Берегите природу», «Наши дети — это наше будущее».

11. Экскурсии: по городу, в музеи, библиотеки.

12. Фотовыставки:  «Новосибирск – вчера, сегодня, завтра…», «Путешествие по России».

13. Анкетирование («Семейные традиции»).

14. Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города, экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой.

15. Музыкальная гостиная («О русских традициях и обычаях», «Песни военных лет»).

16Родительские собрания.

17. Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня («Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям). Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций.

Примерные темы маршрута выходного дня:

• «Семейный поход по памятным местам родного города»;

• «Памятные места героического прошлого города»;

• «Исторические достопримечательности города»;

• «Любимый уголок»;

• «Гордись своим именем улица»;

• «Улицы города» — обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.

В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания важную роль играют и наглядные средства педагогического просвещения, оформленные с широким использованием ИКТ: журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей; стенгазеты; буклеты; папки- передвижки; фотовыставки и фотостенды; памятки-рекомендации; видеофильмы; мини-библиотеки.

Использование разнообразных форм и методов сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросу патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. В создании её большая роль принадлежит родителям группы. Предметная среда группы должна быть  насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости трудовых усилий для процветания родного города и страны.

 

×
×