Автор: Зиля Октябрятовна Багавеева
Актуальность темы заключается в том, что сегодня Россия находится в самом эпицентре политических и экономических противостояний. В мире идет борьба за сферы влияния, сырьевые ресурсы, рынки сбыта и поэтому возникающие претензии могут в любой момент перерасти в угрозу национальной безопасности государства. Именно поэтому так значимо духовно-нравственное воспитание всего народа, особенно молодежи.
Самой острой проблемой всего общества и государства, о которой, давно с тревогой и болью говорят все, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян. Снижается влияние старшего поколения на младшее или вообще остаётся невостребованным накопленная, за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт старшего поколения
Где взять для воспитания правильные примеры и образцы поведения?
Я как учитель истории, вижу это в «исторической памяти». А что такое историческая память? К каким образцам необходимо обратиться, чтобы заложить правильные нравственные, моральные, гражданские основы личности?
Именно память позволяет нам осмыслено относиться к своему прошлому и настоящему, а также саморазвиваться и самоопределяться.
Историческая память – это понятие коллективное, заключающееся в сохранении коллективного исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны, наконец, всего человечества.
В современной гуманитарной науке «историческая память»- это «способности общественных субъектов сохранять и передавать из поколения в поколение знания об исторических событиях, исторических деятелях, о национальных героях, о традициях и коллективном опыте освоения социального и природного мира, об этапах, которые прошел тот или иной этнос, нация, народ в своем развитии».
Формирование исторической памяти у детей сложный и многогранный процесс. Среди факторов, влияющих на формирование исторической памяти, следует отметить: социально-экономические условия развития общества, идеологические установки, деятельность средств массовой информации.
Начиная с ХХ века, особое место в процессе формирования исторической памяти начинают занимать средства массовой информации. СМИ и Интернет сегодня становятся не просто хранилищем информации, как их иногда пытаются представить. Средства массовой информации способствуют созданию и распространению исторических мифов и исторических штампов.
В этих условиях еще больше повышается роль и ответственность за формирование исторической памяти образовательных учреждений. Именно в школе закладывается основа этнического самосознания и исторической памяти подрастающего поколения. Традиционно ключевое место в этом процессе отводилось дисциплине «История».
Как сформировать историческую память, патриотическое самосознание, какой выбрать путь, чтобы для девчонок и мальчишек это стало частью их жизни?
Каким образом решается проблема формирования исторической памяти?
В работе по данной проблеме выделяю три основных направления:
-изучение исторического и культурного наследия Отечества;
-изучение истории семьи;
-изучение истории, культуры и традиций родного края.
Опыт педагогической работы показал, что процесс формирования исторической памяти становится наиболее эффективным именно тогда, когда он выходит за рамки урока. В данном случае имеется в виду внеурочная деятельность, включающая различные формы.
Во внеклассной работе основными направлениями стали:
— совместная работа с учащимися, она выстраивается по следующим параметрам:
— пополнение фондов школьного музея
— изучение собранного материала, определение тем для дальнейшего исследования и использования на уроках и во внеклассной деятельности как учителями, так и учащимися;
— создание и обновление экспозиций, передвижных выставок.
— проведение экскурсий для учащихся начальной и средней школы;
—оказание содействия преподавателями школы в использовании
музейных материалов в учебном процессе;
— встречи с ветеранами труда;
— организация походов по родному краю;
— исследовательская и проектная деятельность.
По итогам, старшеклассники представляют свои исследовательские проекты по различным темам: «Моя родословная», «Письмо с фронта», « Листая семейный альбом», «История семьи в истории страны», с которыми они выступают в научно-практических конференциях, участие в конкурсе видеороликов о деятельности школьных музеев, разрабатывают тематические экскурсии, викторины, которые проводят для учащихся среднего звена.
Современное общество требует от школы обеспечения прочных знаний и умений учащихся практически применять эти знания, чтобы активно участвовать в строительстве современного информационного общества. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы в школе подготавливалось то, что в жизни осуществляется, а обучение и воспитание подрастающего поколения были тесно связаны с реальностью. Не зная истории, экономики и природных богатств края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Процесс обучения и воспитания неразрывно связан с жизнью родного края.
Применение краеведческого материала позволяет решить сразу несколько проблем образовательного процесса. Прежде всего, растет значимость изучения истории в глазах ребят, они учатся сопереживать. Когда на занятиях звучат имена их земляков, названия тех мест, где они родились, у учащихся возникает чувство причастности к истории, исторический материал становится более осмысленным, личностным и близким. Да и сами ребята в каком-то смысле становятся создателями истории. Они начинают осознавать роль и вклад их предков в развитии исторического процесса.
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации, применяя, в том числе и информационно-коммуникационные средства преподавания. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать применение краеведческого материала в преподавании истории.
На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.
Существенную роль в формировании исторической памяти играют краеведческие музеи, которые обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников. Музей формирует и развивает социально значимые ценности человека. Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования. Важная форма работы музея — привлечение его материалов, как в учебной работе, так и во внеурочной деятельности по предмету.
Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими.
Биография нашего школьного музея началась в 2002 году. Экспонаты для школьного музея собирали всем миром. Вся работа была сосредоточена на изучении истории нашего края. В процессе изучения края формировались экспозиции, характеризующие местные культуру, историю и быт. В музее собраны экспонаты двух типов: вещественные и документальные. К вещественным относятся орудия труда, предметы быта, изделия местных промыслов, предметы культа. Документальные экспонаты представлены фотографиями, документами, газетами и журналами, грамотами. Постепенно были оформлены разделы и композиции
Музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий. В 10 классе во время изучения темы, посвященной Великой Отечественной войне применяю, хранящиеся в школьном музее: фотографии, письма, награды, документы участников Великой Отечественной войны; воспоминания жителей села Заббаровой Рашиды, Яруллиной Суюмбики о начале войны; аудиозапись Зарипова Хариса о деверсантах, которые хотели взорвать Алексееский молочный комбинат и маслобойню в селе Ромадан; аудиозапись воспоминаний Яруллиной Магзузи о своем муже, пропавшем без вести; воспоминания детей войны; воспоминания детей из семьи «власовца», воспоминания внуков о поездках в места захоронения своих дедов. исследовательские работы о ветеранах войны, экспонаты, предоставленные клубом «Звезда», муляжи танков, самолетов изготовленные учащимися школы.
Основным элементом функциональной грамотности, которая может быть сформирована в рамках предмета «История» является — читательская грамотность, которая выступает базой функциональной грамотности.
Местный материал может быть привлечен в форме цифровых данных, работой с картой, с письмами и фотографиями чтобы стать на уроке предметом анализа.
При проведении внеклассных мероприятий я заблаговременно раздаю опережающее домашнее задание учащимся и слежу за его подготовкой, провожу необходимые консультации. Вместе с учащимися готовим презентации по теме, выставку фотографий, защиту проектов.
Думаю, для подготовки задания ВПР во второй части для 5-8 классов уместно использовать материал, касающейся темы Великой Отечественной войны.
Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к изучению истории родного края. Для занятий краеведением достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.
В заключении могу сказать, что главным условием успеха своей работы, считаю, оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности.
Говоря о формировании исторической памяти как составляющей учебно-воспитательной деятельности школы, нельзя не отметить все более возрастающую роль самого учителя, его роль, прежде всего, как личности, обладающей определенной культурой мышления, системой ценностей. В современной личностно ориентированной модели образования учитель должен не только передавать знания, а прежде всего, приобщать его к культурному пространству родины.
Таким образом, приоритетная цель образования – это формирование духовно-нравственной культуры обучающихся, важной составляющей которой должна быть историческая память. Усилий одних преподавателей-гуманитариев не достаточно в решении подобной задачи, в частности формирования исторической памяти. Безусловно, активную помощь в решении данной задачи должно оказать государство и соответствующие образовательные структуры. Только в их компетенции создание единой стратегической базы и условий формирования культурно-исторического сознания молодежи.