Сделай свой выбор

Автор: Николаева Ольга Михайловна

Сделай свой выбор

 

 Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах этот вопрос  встает особо остро. И в этот момент система профориентационной работы должна работать с высокой интенсивностью. В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Появляется очень много новых профессий.

Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной сфере — важный стратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность и рост.

 

Обоснование:  в 2018 г наша школа вошла в проект организации Российского движения школьников . Мой классный коллектив тогда учился в 7 классе. И я решила разработать вот этот проект, который тесно связан с направлениями этой организации.

 

 

Целью программы является:

Формирование у учащихся, в процессе воспитания осознанный подход к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого

 

Задачи:

         формирование готовности к профессиональному самоопределению;

         поддержка  в построении маршрута к профессии;

         воспитание профессионально-правовой культуры личности ученика;

         воспитание гражданской позиции учащихся;

         формирование у учащихся способности строить свою образовательную и карьерную траекторию, осознанного выбора профессионального пути;

         помощь в раскрытии возможностей учащихся.

 

Сроки реализации программы: 4 года.

 

         Участники программы:       В проекте принимают участие: кл рук, родители, мед работник, учителя предметники, библиотекарь, психолог, соц.педагог, родители.

 

Основные направления работы

      Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.

       Совместная работа школы  с вузами,  центром занятости населения.

      Организация экскурсий в  республиканские  и центральные учебные заведения для ознакомления с профессиями.

       Организация работы с родителями учащихся.

      Мониторинг качества профориентационной работы.

      Привлечение к проекту родителей, учащихся, выпускников школы и общественных организаций.

      Организация  воспитательных мероприятий по этому направлению с участием психолога.

      Организация встреч с интересными людьми.

      Привлечение студентов, молодых специалистов

 

 

Содержание программы.

Организация  работы по определению сферы профпригодности обучающихся, оказание помощи и содействия в проведении профориентационных мероприятий по направлениям РДШ

 

Формы работы: волонтерство, диагностика, ознакомление с профессиями будущего, акции, проекты, создание Лэпбука, встречи с интересными людьми, тематические недели, игры, акции, флешмобы, культурно-образовательные и культурно-досуговые программы и другие.

1.       7-8 класс

 

Диагностика «Матрица выбора профессии», составление карты интересов,организация тематических выставок по профориентации  учащихся   в  библиотеке « В мире профессий», классные часы, беседы, викторины, создание лэпбука; экскурсии передовых вузов Москвы и Санкт- Петербурга

                                             2.    9 класс:

         Диагностика «Ты  и твоя будущая профессия», методика Профиль,  участие в проекте «ПРОеКТОриЯ, продолжить  расширение лэпбука профессий, смотр видеофильмов, роликов о профессиях, классные часы  виртуальные посещения местных вузов и сузов и.т.д 

                                        3. 10 класс:

         Методика «Айзенка», «Мотивы выбора профессий», помощь  в построении маршрута к профессии;

         Участие в проекте  «Билет в будущее», исследование  профессий будущего, встреча со студентами, помощь при выборе экзаменов, участие в флэш-мобах и.т.д

 

                                         4. 11 класс:

 Методика «ДДО Климова»,  методика «Карта интересов» встреча с лидерами наслега, посещение  вузов Якутска, участие в волонтерстве «Навстречу друг другу», ознакомление с рынком труда РС(Я)., организовать работу по формированию  способности строить образовательную и карьерную траекторию

 

 

Значимую роль в реализации программы выполняют родители

Распределила темы родит собраний, бесед по классам.

Класс

       Темы

7-8

Родительское собрание «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка »

 

7-11

Индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости

7

Анкета «Каким я вижу своего ребенка»

 

7-11

Выполнение домашних заданий. Различные типы воспитания детей (собрания, -информационно- практическая беседа)

 

7

Родительское собрание-практикум «роль семьи  в подготовке школьников к выбору профессии»

 

8

Родительское собрание «О5ону эппиэтинэскэ уерэтии»(собрание- лекция)

 

8

Тренинг по ранней профориентациии детей «Это в наших силах»

 

9

Родительское собрание «Куда пойти работать?»

 

10

Родительское собрание «Ответственность родителей перед детьми».

 

7-11

Помощь родителей при выездах

 

9-11

Круглый стол «Медицинские аспекты при выборе профессии»

 

9-11

Дискуссия «Восемь углов» для самоопределения учащихся

 

10-11

Участие родителей в ярмарках учебных мест. Ознакомление с вариантами образовательных траекторий

 

11

Родительское собрание «Рейтинг профессий на рынке труда»

 

9

Родительское собрание «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

 

9-11

Привлечение родителей к оформлению профориентационных уголков и стендов

 

 

 

В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:

  1. Установление взаимопонимания и дружеского контакта с родителями.
  2. Оптимистический взгляд родителей на решение проблемы.
  3. Выбор учащимися профессии по своим интересам и способностям.
  4. Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.
  5. Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.
  6. Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.
  7. Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.
  8. Знание основных правил выбора профессии, проектирования дальнейшего образовательного маршрута;

Заключение

В моем классе только четыре ученика .Уже в начале 9 класса все определились с выбором будущей профессии. При сдаче ОГЭ , ЕГЭ особых трудностей не встретили. Экзамены сдали хорошо. А сейчас они все студенты второго курса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                               Литература:

1.Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» : [сборник]
 / Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В.,
 Пашнина М. Г.] ; под ред. Н. В. Афанасьевой. — СПб. : Речь, 2007. — 365 с.

2. Бендюков М. А. Твой компас на рынке труда : что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин ; ил. Л. Мельник. — СПб. : РОСТ, 2000. — 334 с.

3. Профилизация воспитания в условиях модернизации школьного образования : метод. пособие / [авт.-сост. Ф. П. Черноусова, засл. учитель Рос. Федерации]. — М. : Пед. о-во России, 2007. — 126, [1] с.

4. Словарь профессий // Спрос. — 2006. — N 5. — С. 60-61

 

×
×