Автор: Николаева Ольга Михайловна
Сделай свой выбор
Выбор профессии для школьников — это очень важное жизненное решение. В старших и выпускных классах этот вопрос встает особо остро. И в этот момент система профориентационной работы должна работать с высокой интенсивностью. В настоящее время происходит изменение социально-экономической ситуации в стране и в мире и, соответственно, изменяется и рынок труда. Появляется очень много новых профессий.
Люди, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной сфере — важный стратегический ресурс для государства и общества, гарантирующий стабильность и рост.
Обоснование: в 2018 г наша школа вошла в проект организации Российского движения школьников . Мой классный коллектив тогда учился в 7 классе. И я решила разработать вот этот проект, который тесно связан с направлениями этой организации.
Целью программы является:
Формирование у учащихся, в процессе воспитания осознанный подход к выбору профессии в соответствии с интересами и склонностями каждого
Задачи:
• формирование готовности к профессиональному самоопределению;
• поддержка в построении маршрута к профессии;
• воспитание профессионально-правовой культуры личности ученика;
• воспитание гражданской позиции учащихся;
• формирование у учащихся способности строить свою образовательную и карьерную траекторию, осознанного выбора профессионального пути;
• помощь в раскрытии возможностей учащихся.
Сроки реализации программы: 4 года.
• Участники программы: В проекте принимают участие: кл рук, родители, мед работник, учителя предметники, библиотекарь, психолог, соц.педагог, родители.
Основные направления работы
• Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.
• Совместная работа школы с вузами, центром занятости населения.
• Организация экскурсий в республиканские и центральные учебные заведения для ознакомления с профессиями.
• Организация работы с родителями учащихся.
• Мониторинг качества профориентационной работы.
• Привлечение к проекту родителей, учащихся, выпускников школы и общественных организаций.
• Организация воспитательных мероприятий по этому направлению с участием психолога.
• Организация встреч с интересными людьми.
• Привлечение студентов, молодых специалистов
Содержание программы.
Организация работы по определению сферы профпригодности обучающихся, оказание помощи и содействия в проведении профориентационных мероприятий по направлениям РДШ
Формы работы: волонтерство, диагностика, ознакомление с профессиями будущего, акции, проекты, создание Лэпбука, встречи с интересными людьми, тематические недели, игры, акции, флешмобы, культурно-образовательные и культурно-досуговые программы и другие.
1. 7-8 класс
Диагностика «Матрица выбора профессии», составление карты интересов,организация тематических выставок по профориентации учащихся в библиотеке « В мире профессий», классные часы, беседы, викторины, создание лэпбука; экскурсии передовых вузов Москвы и Санкт- Петербурга
2. 9 класс:
• Диагностика «Ты и твоя будущая профессия», методика Профиль, участие в проекте «ПРОеКТОриЯ, продолжить расширение лэпбука профессий, смотр видеофильмов, роликов о профессиях, классные часы виртуальные посещения местных вузов и сузов и.т.д
• 3. 10 класс:
• Методика «Айзенка», «Мотивы выбора профессий», помощь в построении маршрута к профессии;
• Участие в проекте «Билет в будущее», исследование профессий будущего, встреча со студентами, помощь при выборе экзаменов, участие в флэш-мобах и.т.д
4. 11 класс:
Методика «ДДО Климова», методика «Карта интересов» встреча с лидерами наслега, посещение вузов Якутска, участие в волонтерстве «Навстречу друг другу», ознакомление с рынком труда РС(Я)., организовать работу по формированию способности строить образовательную и карьерную траекторию
Значимую роль в реализации программы выполняют родители
Распределила темы родит собраний, бесед по классам.
Класс |
Темы |
7-8 |
Родительское собрание «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребенка »
|
7-11 |
Индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости |
7 |
Анкета «Каким я вижу своего ребенка»
|
7-11 |
Выполнение домашних заданий. Различные типы воспитания детей (собрания, -информационно- практическая беседа)
|
7 |
Родительское собрание-практикум «роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии»
|
8 |
Родительское собрание «О5ону эппиэтинэскэ уерэтии»(собрание- лекция)
|
8 |
Тренинг по ранней профориентациии детей «Это в наших силах»
|
9 |
Родительское собрание «Куда пойти работать?»
|
10 |
Родительское собрание «Ответственность родителей перед детьми».
|
7-11 |
Помощь родителей при выездах
|
9-11 |
Круглый стол «Медицинские аспекты при выборе профессии»
|
9-11 |
Дискуссия «Восемь углов» для самоопределения учащихся
|
10-11 |
Участие родителей в ярмарках учебных мест. Ознакомление с вариантами образовательных траекторий
|
11 |
Родительское собрание «Рейтинг профессий на рынке труда»
|
9 |
Родительское собрание «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»
|
9-11 |
Привлечение родителей к оформлению профориентационных уголков и стендов
|
В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
- Установление взаимопонимания и дружеского контакта с родителями.
- Оптимистический взгляд родителей на решение проблемы.
- Выбор учащимися профессии по своим интересам и способностям.
- Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.
- Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.
- Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.
- Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.
- Знание основных правил выбора профессии, проектирования дальнейшего образовательного маршрута;
Заключение
В моем классе только четыре ученика .Уже в начале 9 класса все определились с выбором будущей профессии. При сдаче ОГЭ , ЕГЭ особых трудностей не встретили. Экзамены сдали хорошо. А сейчас они все студенты второго курса.
Литература:
1.Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» : [сборник]
/ Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина ; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В.,
Пашнина М. Г.] ; под ред. Н. В. Афанасьевой. — СПб. : Речь, 2007. — 365 с.
2. Бендюков М. А. Твой компас на рынке труда : что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин ; ил. Л. Мельник. — СПб. : РОСТ, 2000. — 334 с.
3. Профилизация воспитания в условиях модернизации школьного образования : метод. пособие / [авт.-сост. Ф. П. Черноусова, засл. учитель Рос. Федерации]. — М. : Пед. о-во России, 2007. — 126, [1] с.
4. Словарь профессий // Спрос. — 2006. — N 5. — С. 60-61