кинезиология как средство развития речи детей с овз

Автор: Светлана Викторовна Лоскутова

Кинезиология, как средство развития речи детей с овз.

В наше время увеличилось количества детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений.

Для преодоления таких нарушений необходимо проводить комплексную коррекционную работу. Один из методов, который меня заинтересовал, является метод кинезиологии. 

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую, целостно работающую систему.

Благодаря межполушарному взаимодействию происходит передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими действиями и эмоциями.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Что бывает, если межполушарное взаимодействие не сформировано? Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

• инфантильность;

• отсутствие познавательной мотивации;

• задержка умственного развития;

• поведенческие нарушения;

• моторная неловкость;

• логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр)

Программа «Гимнастика Мозга» была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым.

Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению».

Польза, которую приносят эти упражнения, колоссальная. Ребенок не только становится сообразительным, активным, энергичным и контролирующим себя, улучшается его речь и координация пальцев.

Широко используются кинезиологические упражнения в логопедии, психологии, дефектологии, нейропсихологии, педиатрии, педагогике. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.

Кинезиология ( с греческого – наука о движении) существует уже 2000 лет, используется во всём мире.

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движения. Плохо ориентируются в пространстве. Всё это сказывается на общем физическом развитии и может привести к гиподинамии. Устранению двигательных расстройств и помогает кинезиология.

Что включает в себя развитие мелкой моторики пальцев рук в контексте “от простого к сложному”?

Это:

– упражнения для пальчиков без предметов: одной рукой (ведущей), второй рукой;
– выполнение упражнения одновременно двумя руками;
– специальные навыки (лепим из пластилина, выстригаем из бумаги, клеим, перебираем фасоль, играем со шнуровками, с крупой и т.д.) 
– упражнения для пальчиков с предметами (цветные фишки, бусоград, карандаши);
– пальчиковый театр;
– моторно-графические навыки работы в тетради (штриховки, игры с контурами и шаблонами, рисование по клеточкам, печатание).

Развитие моторики рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Чтобы речь ребенка была в норме , необходимо вести работу целенаправленно.

Таким образом, кинезиология – это универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга. Под влиянием кинезиологических тренировок у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение.

Ведь хорошая речь – это одно из главных условий полноценного развития ребенка.

Чем правильнее и богаче речь, тем содержательнее отношения со сверстниками, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира.

Успешный ребенок – это хорошо говорящий ребенок.

«Кулак-ребро-ладошка» — Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

«Зеркальное рисование» — Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Развивают мышцы рук и межполушарное взаимодействие коры головного мозга .

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.

2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.

3. Заниматься ежедневно.

4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.

5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

8. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Метод кинезиологии – способствует развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Формами работы являются комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечный массаж, дыхательные упражнения, упражнения для развития общей и мелкой моторики, упражнения на релаксацию. Они укрепляют психофизиологическое здоровье детей, предупреждают возникновение простудных заболеваний, повышают общий жизненный тонус.

 Дыхательные упражнения – развивают самоконтроль и произвольность, улучшают ритмику организма.

Упражнения для развития общей и мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. 

Точечный массаж – воздействует на биологически активные точки.

Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание на слухе, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность. Такие упражнения как: «Уши», «Лезгинка», «Кулак –ребро –ладошка», «Лягушка», «Колечко» и т.д

 

 

×
×