Автор: Субботина Людмила Сергеевна
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Театры нашего города».
Цель: дать детям представление о театре. Познакомить с видами театра (драматический, кукольный, художественный)
Программное содержание:
рассказать об истории создание театра
познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре
стимулировать их интерес к театральному искусству
развивать умение различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями
обогатить словарный запас детей театральными терминами.
Оборудование: кукла Кузя (домовенок), волшебный сундучок. «Говорящее» письмо, д/и «Гардероб», картинки- эмоции, бумажные шаблоны лиц, материал для изготовления билетов: готовые шаблоны и заготовки, цветные карандаши, салфетки, клей.
Педагог: Добрый день, ребята, сегодня, мы с вами совершим волшебное путешествие в страну, которой нет не на одной карте мира, но вначале я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно. (ТЕАТР)
Слышится плач, появляется Кузя (он расстроен, плачет)
Педагог: Здравствуй, Кузя! Что случилось? Почему ты плачешь?
Кузя: Здравствуйте, я так спешил к вам на сегодняшнюю встречу, такой сюрприз для вас приготовил, а теперь и не знаю, что мне делать?!
Педагог: Может ты, расскажешь нам, что случилось, а мы с ребятами, постараемся тебе помочь.
Кузя: Я приготовил для нашей встречи свой сундучок, в который положил очень удивительную и интересную сказку, чтобы показать ее ребятам. А когда сегодня, открыл сундучок, оказалось, что все мои сказочные герои разбежались. Они оставили мне «говорящее письмо»
Педагог: Давай, скорее свое «говорящее письмо», мы его послушаем и узнаем, куда же отправились наши сказочные герои.
Прослушивается аудиозапись, в которой сказочные герои сообщают Кузе и ребятам, что отправились в театр, чтобы посмотреть, что это такое и больше о нем узнать.
Педагог: Кузя, ну что ты так расстроился, ведь ничего страшного не случилось.
Кузя: Как, ничего страшного? Я никогда не был в театре и даже не знаю, что это такое?
Педагог: Ребята, а давайте вместе с Кузей отправимся в путешествие в волшебный мир театра.
Я хочу немного рассказать об истории театра.
Слово «театр» — греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
В Древней Греции представления шли по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве.
Когда актеры исполняли грустную пьесу – трагедию, они одевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры одевали веселые, улыбающиеся маски.
Наш русский театр ведет свое начало с древности. Его истоки — это обряды, праздники, связанные с языческой культурой славян. Они сопровождались магическими действиями, песнями, плясками, заклинаниями.
На Руси, как упоминается в летописях, существовали скоморохи — бродячие певцы, музыканты, дрессировщики, акробаты. Многие связывают становление театра на Руси именно с появлением скоморохов. Они умели играть на инструментах, исполнять песни, разыгрывать сценки, изображать зверей и птиц.
На улицах многих городов появились балаганы — это веселое, смешное театральное представление, которое разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях. В этих представлениях участвовали бродячие актеры, жонглеры, акробаты, веселые театральные куклы – Петрушки.
Выступали актеры прямо на улице, и каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление.
Прошли годы и в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступали актеры, которые показывали спектакли для зрителей, но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется.
В нашем городе Красноярске тоже есть театр, да не один, а целых пять.
Обращает внимание на экран. Виртуальная экскурсия « Театры нашего города».
Красноярский театр кукол: здесь главные действующие лица — куклы, которыми управляют актеры – кукловоды. Они прячутся за ширмой.
В спектаклях участвуют разные куклы: кукла би-ба-бо. Одеваются такие куклы на руку, как перчатка, умеют наклонять головы, хлопать в ладоши, вертеть головой вправо и влево, кланяться.
Кукла марионетка. У этой театральной куклы есть нити, которые крепятся к деревянным палочкам – крестовине. Кукловоды с помощью крестовины и нитей приводят в движение марионеток.
Бывают еще ростовые куклы. У нее есть веревочки, чтобы одевать их на шею, резинки, чтобы одевать их на руки и ноги. Двигается она с помощью движений рук и ног кукловода. Если кукловод протянет руку, кукла тоже протянет руку, если кукловод начнет шагать – кукла станет двигать своими ногами. Слайд 1.
Театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского – в нем ставят музыкально-драматические произведения, в которых актеры поют или танцуют, не говоря ни слова. В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца. В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют. Этот театр знаменит тем , что здесь начинал свой творческий путь известный всему миру оперный певец Дмитрий Хворостовский, в его честь и назван театр. Слайд 2.
Театр юного зрителя – в нем ставятся детские постановки по мотивам русских народных сказок и детских произведений. Загримированные актёры на сцене исполняют роли персонажей в различных историях. Слайд 3.
Красноярский музыкальный театр: в этом театре показывают музыкальные пьесы: комедии, трагедии, драмы по произведениям писателей, для взрослых и детей, ставят спектакли, в которых высмеивают пороки и недостатки людей. Слайд 4.
Кузя: Ну, теперь я все знаю и про театр, и про артистов…
Педагог: Погоди, Кузя, не торопись. Театр – это праздник. Большинство людей ходит в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей театр – работа. Ведь в театре работают не только артисты, но и многие другие люди, без которых, не состоялось бы, ни одно представление! И профессии этих людей очень интересны и разнообразны. Скажите, ребята, если я сейчас хочу сыграть роль бабы Яги, могу я выйти на сцену? Почему? (Ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята, ведь прежде, чем выйти на сцену мне надо надеть костюм и сделать соответствующий грим, прическу. Для этого в театре есть костюмеры, швеи. Прической актеров занимается парикмахер, а гример накладывает грим. А еще мы должны попасть в сказку, создать атмосферу сказки помогут декорации, которые изготовят художники. Они же поработают над изготовлением афиши, приглашающей нас в театр. И, конечно же, театру нужны музыканты. Осветители работают над тем, чтобы все происходящее на сцене было хорошо видно. А еще в театре есть звукооператор, бутафорщики, кассиры, билетеры, гардеробщики.
Показ слайдов театральных профессий, с пояснением.
Педагог: А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Гардероб»
Игра «Гардероб» Педагог объясняет детям высказывание «Театр начинается с вешалки», рассказывает о таком месте театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Деду Морозу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.
Педагог: И еще одна игра, которая поможет узнать нам, что вы запомнили о театре и профессиях людей, которые здесь работают.
Словесная игра «Добавь слово»
В театр скорее приходите,
Здесь ждут всегда вас, юный…(зритель)
Мастерство плюс труд, плюс ум-
Сшит сценический …(костюм)
Почетна и завидна наша…(роль)
Не может без артистов режиссер.
И ветра вой, и детский крик
Озвучивает…(звукорежиссер)
И шут, и царь, и гренадер
А всех сыграл один…(актер).
Из гипса — арбуз, из картона – топор,
На сцене сложил реквизит… (бутафор)
Педагог: Но главная профессия в театре – режиссер. Его задача выбрать пьесу для постановки, распределить роли, научить актеров выразительно читать свою роль, вести диалоги, выражать свои эмоции.
Игра «Эмоции». Цель: уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой), повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.
Ход игры:
Педагог объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики). Воспитатель раздает детям шаблоны лиц и предлагает нарисовать любую эмоцию (страх, радость, гнев и тому подобное). Во время игры дети могут пользоваться зеркалами.
Кузя: Как мне понравилось, я столько узнал о театре. Только мы не сделали самого главного, не нашли моих друзей.
Педагог: Кузя, а кто они, твои друзья, как они выглядят?
Кузя: Они – куклы, которые знают много сказок и любят их показывать детям.
Педагог: Ребята, раз друзья Кузи – куклы, то, в каком театре их можно найти? (В кукольном) Правильно, конечно, в кукольном.
Кузя: Но у меня нет билета, чтобы попасть в кукольный театр.
Педагог: А мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?
Педагог приглашает ребят за столы и предлагает им при помощи шаблонов для билетов, заготовки для работы, карандашей, клея сделать для Кузи билеты в театр. После выполнения задания, ребята вручают Кузе билеты.
Кузя: Спасибо большое, а зачем мне так много билетов.
Педагог: Кузя, просто мы отправимся вместе с тобой на кукольное представление и поможем тебе не потеряться в огромном мире кукольного театра и найти своих друзей. А теперь мы, ненадолго расстанемся, чтобы встретиться вновь и отправиться в кукольный театр.